Аутизм и иппотерапия — Детские Судьбы

Принятая терминология и состояние методики в разных странах

Иппотерапия представляет собой метод кинезиотерапии, при применении которого лечебное воздействие производится с помощью лошади. В ходе сеансов иппотерапии человек занимается под руководством инструктора, выполняя разработанные и показанные ему упражнения, сидя верхом на лошади. Лошадь может вести коновод, либо занимающийся человек управляет ей самостоятельно.

  • Hippotherapie (в англоязычном варианте Developmental Riding Therapy, Therapeutic Riding, Therapeutic Driving и Therapeutic Horsemanship) (иппотерапия) – лечение, назначенное врачом и проводимое физиотерапевтом, имеющим дополнительную специализацию в области именно использования лошади. В настоящее время в Европе и США иппотерапия рассматривается в качестве одного из методов физиотерапии в области нейрофизиологии, то есть применяется для восстановления и формирования моторных, речевых, эмоциональных, психических и волевых навыков.
  • Heilpädagogische Förderung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Facilitated Psychotherapy) (образование с лошадью) – методика общения с лошадью, использующаяся психологами и педагогами с целью развития личности, устранения психологических проблем и коррекции ряда психиатрических нарушений. Основная цель и задача данного направления – это интеллектуальное развитие и облегчение социальной адаптации.
  • Ergotherapeutische Behandlung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Assisted Therapy или Equine Facilitated Therapy) (обучение навыкам самообслуживания при помощи лошади) – методика, применяющаяся врачам-реабилитологами для того, чтобы человек овладел навыками самообслуживания, позволяющими ему не зависеть от окружающих в выполнении своих физиологических потребностей, а также совершать простые действия.
  • В России в настоящее время термин «иппотерапия» может использоваться в двух значениях. Как правило, под иппотерапией подразумевают любое направление лечения с использованием лошади. В такой ситуации термин очень общий, поскольку не обозначает сферу деятельности, цели и задачи, способы воздействия и конкретные методы, и по смыслу наиболее соответствующий немецкому «Therapeutisches Reiten». В более редких случаях термин «иппотерапия» используется для обозначения метода лечения тяжело больных или маленьких детей, и соответствует немецкому «Hippotherapie» или англоязычным «Hippotherapy», «Developmental Riding Therapy», «Therapeutic Riding», «Therapeutic Driving» и «Therapeutic Horsemanship».

    Краткая история иппотерапии в Европе, США и СНГ

    Механизм лечебного действия иппотерапии

  • Колебания, идущие от спины движущейся лошади в трех плоскостях. Данные ритмичные колебания передаются всаднику и заставляют его поочередно напрягать и расслаблять мышцы туловища, ягодиц и ног, чтобы удержаться в седле. Подобное сокращение и расслабление мышц способствует нормализации их тонуса, устранению гиперкинезов и выработке правильной позы, которая переносится на обычную жизнь.
  • Постоянные ритмические колебания, идущие от лошади, заставляют человека вырабатывать новые рефлексы, направленные на поддержание равновесия и координации движений. Приобретаемое чувство равновесия сопровождается развитием симметрии, то есть мышцы, суставы, связки и парные внутренние органы (почки, мочеточники и др.) приобретают одинаковые свойства и функциональную активность с правой и с левой сторон. Благодаря симметрии проходят нарушения моторики одной из сторон тела, характерные для таких заболеваний, как сколиоз, ДЦП и др.
  • Нормализация обмена веществ с его перестройкой на оптимальный режим.
  • Разогрев и массаж мышц тазового дна, ног и ягодиц, а также внутренних органов за счет плавных, но ритмических движений лошади, а также биологического тепла ее тела, приводит к нормализации мышечного тонуса и улучшению кровотока в органах и тканях. Такое улучшение кровотока положительно сказывается на состоянии и функционировании всех органов и систем, в том числе головного мозга.
  • Имитация движений человека, идущего шагом, происходящая за счет колебательных движений ног и таза, расположенных на крупе лошади. Причем при движении лошади имитируются сложные трехмерные колебания в ногах и тазобедренных суставах, присущие обычному человеческому шагу. Такая имитация очень важна для людей, которые обездвижены или их двигательный стереотип очень далек от правильного, поскольку позволяет наработать мышечную память и впоследствии начать ходить.
  • Задействование сразу всех мышц тела, поскольку даже для простого сидения на лошади во время ее движения шагом нужно сохранять равновесие. А для поддержки равновесия человек инстинктивно заставляет работать все мышцы тела, чтобы не упасть с лошади. Такой неизбирательный эффект заставляет включаться в интенсивную работу как здоровые, так и пораженные мышцы, обеспечивая развитие первых и формирование нормальных двигательных стереотипов у вторых. В результате сформировавшийся при поездке на лошади двигательный стереотип переносится в обычную жизнь, благодаря чему человек становится способным совершать больший объем движений с высокой точностью.
  • Физическая нагрузка на мышцы путем моторно-висцеральных рефлексов улучшает работу внутренних органов, тем самым профилактируя их заболевания.
  • Биомеханический фактор иппотерапии весьма эффективен для лечения нарушений движений различного происхождения, например, при ДЦП, параличах, парезах, посттравматических расстройствах, врожденных пороках развития и т.д.

    Лечебные эффекты иппотерапии

  • Устраняет отрицательное воздействие гипокинезии;
  • Нормализует и развивает физическую активность человека, делая его сильнее и выносливее;
  • Способствует восстановлению утраченных или отсутствовавших моторных и психических функций и навыков;
  • Обеспечивает реабилитацию и социализацию человека.
  • Если же говорить более подробно, то иппотерапия позволяет достичь следующих положительных результатов у детей и взрослых с проблемами в моторной, неврологической и психо-эмоциональной сферах:

  • Улучшается рефлекс на выпрямление туловища;
  • Увеличивается объем и амплитуда движений в суставах, а в ранее неподвижных сочленениях появляется некоторая подвижность;
  • Уменьшается патологический мышечный тонус;
  • Уменьшается частота эпизодов и выраженность гиперкинезов (непроизвольных движений головой, конечностями и др.);
  • Улучшается походка;
  • Улучшается зрительно-моторная координация, то есть человек лучше ориентируется в пространстве и соотносит необходимые мышечные движения при видении предметов глазами (например, если ранее человек не мог соотнести необходимость поднять руку, чтобы не ушибиться о какой-либо высокий предмет, стоящий на пути, то после занятий иппотерапией такие нарушения корректируются практически полностью);
  • Улучшается способность к удержанию равновесия и появляется симметричность в работе мышц тела;
  • Устраняются блокады и контрактуры, а также нормализуется объем движений позвоночника, плечевого и тазобедренного пояса;
  • Укрепляется мускулатура тела;
  • Улучшается обмен веществ;
  • Повышается жизненная емкость легких;
  • Улучшаются навыки самообслуживания;
  • Восстанавливаются или появляются обыденные двигательные стереотипы, такие, как ровное сидение, стояние, ходьба, перемещение предметов и манипуляции с ними, и т.д.;
  • Уменьшается степень тревожности;
  • Нормализуется общение с окружающими и улучшается социальная адаптация;
  • Улучшаются навыки коммуникации;
  • Улучшается самочувствие и настроение.
  • Показания к иппотерапии у детей и взрослых

  • Детский церебральный паралич;
  • Нарушения после черепно-мозговых травм и инфекционных болезней ЦНС (например, энцефалитов, нейросифилиса и т.д.);
  • Травмы спинного мозга;
  • Врожденные нарушения работы ЦНС;
  • Плекситы (воспаление нервных сплетений – солнечного и др.);
  • Радикулиты.
  • 2.Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата:

  • Нарушения осанки;
  • Сколиоз;
  • Пороки развития рук или ног;
  • Состояния после ампутации рук или ног;
  • Контрактуры суставов, мышц и сухожилий;
  • Параличи и парезы;
  • Нарушения работы опорно-двигательного аппарата вследствие поражений ЦНС различного генеза (например, после черепно-мозговых травм, полиомиелита, энцефалитов и т.д.);
  • Дисплазия тазобедренного сустава;
  • Остеохондроз;
  • Артрозы;
  • Дистрофия мышц.
  • 3.Коррекция моторики и развитие психических, социальных навыков при генетических заболеваниях:

  • Синдром Ретта.
  • 4.Другие расстройства психической и моторной деятельности:

  • Поражение зрения и слуха;
  • Нарушения походки и равновесия любого происхождения;
  • Нарушение зрительно-двигательной координации движений;
  • Расстройства чувствительной интеграции;
  • Нарушения или задержка психомоторного развития (в том числе речевые расстройства);
  • Неврозы;
  • Шизофрения;
  • Депрессия;
  • Умственная отсталость;
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • Эмоциональные расстройства;
  • Аутизм;
  • Неспособность находиться в социуме;
  • Девиантное поведение.
  • Рассеянный склероз;
  • Постинсультные осложнения;
  • Постинфарктные состояния;
  • Состояния после черепно-мозговых травм;
  • Алкогольная и наркотическая зависимости;
  • Заболевания опорно-двигательного аппарата (например, параличи, остеохондроз, артроз и др.), возникающие на фоне неврологических или ортопедических нарушений.
  • Также в некоторых случаях иппотерапию рекомендуют применять в комплексном лечении хронического бронхита, бронхиальной астмы, сахарного диабета и заболеваний сердечно-сосудистой системы, поскольку езда на лошади активизирует работу дыхательной системы, сердца и сосудов, создавая эффект интенсивной тренировки, но без возможных негативных последствий последней.

  • Терапия движением лошади. Данная методика заключается в усаживании человека на спину лошади без седла, и последующем ее медленном перемещении по манежу шагом или неспешной рысью (фото 1).
  • Лечебная верховая езда. Данная методика заключается в выполнении различных гимнастических упражнений, сидя на спине лошади без седла. Упражнения могут выполняться как при движении, так и на неподвижно стоящей лошади. Кроме того, для выполнения упражнений используются различные снаряды, такие, как круг, скакалка, тонкая и длинная палка и т.д. (фото 2).
  • Лечебная вольтижировка. Методика заключается в выполнении акробатических трюков на лошади с целью развития координации движений, преодоления страха и выработки правильных моторных стереотипов (фото 3).
  • Психо- и лечебно-педагогический контакт с лошадью. Данная методика заключается в выполнении требований инструктора для установления контакта с животным, например, поглаживание шеи, расчесывание гривы и хвоста, взятие за повод и ведение в поводу, самостоятельное управление животным и т.д. Метод применяется для совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и познавательных навыков взрослого или ребенка (фото 4).
    • Hippotherapie (в англоязычном варианте Developmental Riding Therapy, Therapeutic Riding, Therapeutic Driving и Therapeutic Horsemanship) (иппотерапия) – лечение, назначенное врачом и проводимое физиотерапевтом, имеющим дополнительную специализацию в области именно использования лошади. В настоящее время в Европе и США иппотерапия рассматривается в качестве одного из методов физиотерапии в области нейрофизиологии, то есть применяется для восстановления и формирования моторных, речевых, эмоциональных, психических и волевых навыков.
    • Heilpädagogische Förderung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Facilitated Psychotherapy) (образование с лошадью) – методика общения с лошадью, использующаяся психологами и педагогами с целью развития личности, устранения психологических проблем и коррекции ряда психиатрических нарушений. Основная цель и задача данного направления – это интеллектуальное развитие и облегчение социальной адаптации.
    • Ergotherapeutische Behandlung mit dem Pferd (в англоязычном варианте Equine Assisted Therapy или Equine Facilitated Therapy) (обучение навыкам самообслуживания при помощи лошади) – методика, применяющаяся врачам-реабилитологами для того, чтобы человек овладел навыками самообслуживания, позволяющими ему не зависеть от окружающих в выполнении своих физиологических потребностей, а также совершать простые действия.
    • Терапия движением лошади. Данная методика заключается в усаживании человека на спину лошади без седла, и последующем ее медленном перемещении по манежу шагом или неспешной рысью (фото 1).
    • Лечебная верховая езда. Данная методика заключается в выполнении различных гимнастических упражнений, сидя на спине лошади без седла. Упражнения могут выполняться как при движении, так и на неподвижно стоящей лошади. Кроме того, для выполнения упражнений используются различные снаряды, такие, как круг, скакалка, тонкая и длинная палка и т.д. (фото 2).
    • Лечебная вольтижировка. Методика заключается в выполнении акробатических трюков на лошади с целью развития координации движений, преодоления страха и выработки правильных моторных стереотипов (фото 3).
    • Психо- и лечебно-педагогический контакт с лошадью. Данная методика заключается в выполнении требований инструктора для установления контакта с животным, например, поглаживание шеи, расчесывание гривы и хвоста, взятие за повод и ведение в поводу, самостоятельное управление животным и т.д. Метод применяется для совершенствования интеллектуальных, эмоциональных и познавательных навыков взрослого или ребенка (фото 4).

    Как происходят занятия иппотерапией с детьми, страдающими аутизмом?

    Это заболевание характеризуется отгороженностью ребенка от внешнего мира, его замкнутостью и неадекватным стереотипным поведением. Могут наблюдаться выраженные признаки умственной отсталости, проблемы в отношениях с окружающими людьми, нарушения функций опорно-двигательного аппарата. Задержка речевого и психического развития также является отличительной чертой аутизма.

    Чтобы справиться с такими серьезными расстройствами, необходимо много усилий и терпения. Помочь ребенку развить в себе способности, научиться управлять своими движениями, освоить речь и новые навыки, способна уникальная методика — иппотерапия для детей с аутизмом.

    Программа иппотерапии является альтернативным (вспомогательным) методом лечения детей с ограниченными возможностями, который используется в комплексной реабилитации наряду с основным лечением. Иппотерапия для детей проводится обязательно с ведома и по назначению лечащего врача. Если занятия являются желанием ребенка или его родителей, то они должны быть обязательно согласованы со специалистом.

    Аутизм и иппотерапия — Детские Судьбы

    Одним из важных направлений работы в иппотерапии является взаимодействие с детьми, в анамнезе которых расстройство аутистического спектра (РАС). Для детей с подобными нарушениями лошадь часто становится тем безопасным мостом во внешний мир, при помощи которого они учатся с ним взаимодействовать.

    Иппотерапия для аутистов является психолого-педагогическим методом лечения.

    «Стандартное занятие» по иппотерапии строится из нескольких этапов, каждый из которых преследует свою цель:

    1. Подготовка к занятию. Включает в себя момент ожидания для формирования умения «потерпеть и подождать». Очень часто ребенок с РАС, который не умеет ждать и впадает в истерику при такой необходимости, спокойно ждет начала своего занятия. Он надевает шлем, «готовит» угощение для лошади, проходит к монтуару.
    2. Посадка на лошадь для особенного ребенка каждый раз это преодоление себя и необходимость взаимодействовать с животным, инструктором по иппотерапии одновременно. Плюс вырабатывается координация движений.
    3. Иппотерапия и упражнения. Само занятие включает езду верхом с разной степенью свободы, в зависимости от подготовки ребенка. Опытные наездники работают на корде, для «начинающих» лошадь под уздцы ведет коновод. Занятие проводит инструктор по иппотерапии, который идет рядом с ребенком. Выбор упражнений и методы иппотерапии для каждого ребенка индивидуальны.
    4. Спешивание с лошади. Конец занятия предполагает обязательную благодарность лошади. Освоение данного этапа иногда затягивается на годы – настолько трудно ребенку с аутизмом дается преодоление себя.

    Однако польза иппотерапии и влияние лошади на ребенка с аутизмом ограничивается не только психологией и воспитательными моментами.

    READ  Самые красивые породы лошадей (Топ 5)

    Большое значение имеет иппотерапия при аутизме для физического развития ребенка. Нагрузка при езде верхом:

    • автоматически формирует правильную осанку;
    • укрепляет мышечный корсет всего тела;
    • помогает ребенку сформировать понятие о границах своего тела, ощутить его физическую работу.

    Физическое воздействие лошади на ребенка с РАС более многогранно, чем простая тренировка мышц. Сюда входит комплексное влияние теплого, живого тела животного, равномерное успокаивающее покачивание, которое невольно передается наезднику.

    Верховая езда, пусть даже шагом и с коноводом вызывает у большинства детей неподдельный восторг. Надолго заряжая их положительными эмоциями.

    Дельфинотерапия, по сути своей, – комплексное воздействие на весь организм. Складывается оно из излучаемых дельфином ультразвуковых волн, двигательной активности, в результате пребывания в воде, морская, кстати, обладает определенными целебными свойствами. А также мощного психологического эффекта. Будучи исключительно коммуникабельным, дельфин побуждает человека, который находится в бассейне вместе с ним, к совместному плаванию, совместным играм, невербальному обмену информацией. Именно поэтому так ценна дельфинотерапия при аутизме.

    Однако это непременно должен быть особый специально организованный процесс, проходящий под наблюдением целого ряда специалистов центра лечения аутизма, необходимых в конкретном случае: ветеринара, тренера, врача, психолога (педагога, психотерапевта, дефектолога). Кроме того, участвовать в дельфинотерапии могут только специально обученные животные, дельфины, обладающие «хорошим характером» и «коммуникативным талантом» для общения с особыми детками.

    В дельфинотерапии выделяют два направления, помогающих проводить лечение аутизма у детей:

    • 1. Свободное взаимодействие особого ребенка с животным, при минимальном участии специалистов центра лечения аутизма (врача, психолога, тренера, педагога, психотерапевта и т.д.). Данное направление подразумевает, что пациент самостоятельно выбирает способы взаимодействия с дельфином, выстраивая с ним свои отношения. Роль специалистов здесь ограничена обеспечением безопасности детей и дельфинов. Как правило, элементы данного направления используют на начальном этапе лечения детского аутизма дельфинотерапией.
    • 2. Специально организованное общение с животным, то есть осуществляемое через специалиста (врача, психолога, тренера, педагога, психотерапевта и т.д.). Здесь общение со специалистом несет психотерапевтическое значение для пациента, а общение с дельфином играет «роль» фона, среды. В данном случае характер и тип в лечении детского аутизма подчиняется намеченной цели. Дельфинотерапия может решать различные задачи: психокоррекционные, психотерапевтические, психопрофилактические, педагогические, физиотерапевтические. Эти задачи зависят от «запроса» конкретного пациента и специалиста, замыкающего терапевтическую цепь.

    Общение больного ребенка с дельфином позволяет достичь следующих позитивных изменений:

    • 1. — вытащить ребенка с аутизмом из плена самоизоляции, ухода от реальности, стимулировать интерес к внешнему миру, — одни из главных условий восстановления, установления, корректировки, оптимизации социальных взаимоотношений;
    • 2. — стимулировать процесс развития и становления личности;
    • 3. — через тактильную стимуляцию создавать условия для возникновения эмоционального реагирования на окружающее;
    • 4. — восполнять дефицит позитивных эмоций и обеспечивать психологическую поддержку детям, которые переживают состояние дезадаптации или одиночество;
    • 5. — создавать условия для образования и укрепления контакта аутиста с психотерапевтом.

    Кроме того, дельфинотерапия при аутизме выступает своеобразным сенсорным стимулятором, активизируя работоспособность мозговых структур и организма ребенка в целом. Это, в свою очередь, способствует сенсомоторному и речевому развитию аутичных деток, помогает в лечении аутизма, ЗПР (задержка психического развития).

    Знакомство специалистов центр лечения аутизма с индивидуальными особенностями ребеночка, беседа с родителями или опекунами, формирование и получение запроса на дельфинотерапию для особого ребенка, совместное составление плана лечебно-коррекционной работы с аутистом.

    Это непосредственное проведение коррекционной работы. Лечение аутизма у детей преимущественно содержит игровой метод. При этом игры подбираются так, чтобы содействовать решению лечебно-коррекционных задач, которые были поставлены. Игра, по сути своей, является основной составляющей психического развития любого ребенка, а дельфины, как правило, имеют повышенную игровую активность, поэтому дети и животные охотно и много друг с другом играют.

    В зависимости от психологических и физических возможностей, детки с дельфинами играют в мяч (волейбол, футбол), общаются с ними, гладят их, обнимают их, когда дельфины поднимаются по команде тренера на помост. Игра происходит или под наблюдением специалиста-психолога, или при его непосредственном участии (в основном).

    Общение с животными, игра с ними в естественном виде совмещается с выполнением ребенком физических упражнений, цель которых — развитие крупной моторики, управление своим телом, ориентация в пространстве. На подобных занятиях могут применяться разнообразные психотерапевтические приемы, эффективность которых зависит от конкретного случая.

    Заключительным этапом является сравнение заключений специалистов, которые работали с ребенком, длительное время наблюдали пациента, до и после применения дельфинотерапии, в частности: педагогов-дефектологов, детских психологов, специалистов по движению.

    Курс дельфинотерапии составляет, как правило, 10 ежедневных сеансов, длительность которыхминут в день. Повторяют курс через 4-6 месяцев.

    Это стандартный подход, который предлагают центры лечения детей с ДЦП. Однако, такой подход не совсем целесообразен при лечении детского аутизма. Дело в том, что аутичные детки довольно тяжело адаптируются даже к обществу дельфина, это происходит порой только к окончанию курса. Поэтому, лучше продлить количество сеансов за один курс.

    Данный метод известен повсеместно ещё с древних времён, однако в России при этом иппотерапию начали применять только с 90-х годов ХХ века.

    Терапевтический эффект верховой езды на лошади, заключается в том, что этот момент всаднику за одну минуту передается более ста разноплановых колебательных импульсов: вертикальные импульсы (вниз и вверх), горизонтальные импульсы (из стороны в сторону), импульсы диагональные (по осям движения) и прочие более сложные.

    Все это оказывает массирующее воздействие на все тело и органы, а вследствие более высокой температуры тела лошади, чем тела человека (на 1,5 — 2 градуса), происходит и разогревающий эффект для тела наездника усиливая кровообращение в организме, улучшая тем самым питание клеток головного мозга пациента.

    Иппотерапия для детей с проблемами моторики, координации движений, управления своим телом, поражениями ЦНС, ДЦП и прочими подобными отклонениями физического и умственного развития может стать бесценным компонентом лечения. При передвижении на лошади верхом человек вынужден удерживать равновесие, синхронизировать и координировать свои движения, включая тем самым в работу все без исключения мышцы тела, даже бездействующие обычно.

    Мышцы рук и ног при этом обеспечивают самостоятельные движения, не зависящие никак друг от друга, тем самым заставляя работать одновременно оба полушария головного мозга. Помимо этого, иппотерапия – методика стимулирующая развитие мелкой моторики, способствующая формированию точных, сложных движений. Иппотерапия для детей способна обеспечить такой важнейший эффект, который не может быть достигнут никакими иными двигательными методами лечения.

    Механизм лечебного действия иппотерапии

    Потискать щенка, поскакать на лошади, поплавать с дельфином — без сомнений все это может стать запоминающимся и обогащающим жизнь опытом для любого человека, в том числе и для человека с инвалидностью. Однако с давних пор бытуют утверждения, что взаимодействие с животными и уход за ними может улучшить состояние человека с инвалидностью или болезнью.

    В 1859 году, Флоренс Найтингейл, основательница современного сестринского дела, писала: «Маленький питомец часто становится прекрасным компаньоном для больного, особенно в хронических случаях. Порою у инвалида, годами заточенного в стенах своей комнаты, нет другой отрады, кроме птички в клетке. Если он может сам кормить животное и убирать за ним, то его всегда надо поощрять к этому».

    Аутизм и иппотерапия — Детские Судьбы

    С тех пор прошло полтора века, и ученые исследуют возможные преимущества взаимодействия животных и человека, в том числе питомцев, программы посещения животных и терапию с использованием животных. Есть исследования, утверждающие, что взаимодействие с животными может уменьшить восприятие физической боли, а также оказывает положительное влияние на такие факторы как кровяное давление и пульс, равно как и на психологические факторы, такие как тревожность или депрессию, и социо-психологические факторы, такие как одиночество.

    Если учесть подобные потенциальные преимущества, то не приходится удивляться, что программы посещения животных и терапия с ними используется для самых разных групп населения от детей до престарелых граждан в самых различных учреждениях, от интернатов до больниц и тюрем. В результате, терапия с помощью животных превратилась в новую область и предмет интереса как врачей, так и специалистов в области психического здоровья.

    Однако те, кто интересуется данной областью, всегда разделяют досуг с участием животных, например, когда волонтер приводит собаку в дом престарелых, и терапию с участием животных, которую проводит специально подготовленный специалист и обученное животное, и которая направлена на решение конкретных задач у конкретной группы пациентов.

    Оглавление:

    • Колебания, идущие от спины движущейся лошади в трех плоскостях. Данные ритмичные колебания передаются всаднику и заставляют его поочередно напрягать и расслаблять мышцы туловища, ягодиц и ног, чтобы удержаться в седле. Подобное сокращение и расслабление мышц способствует нормализации их тонуса, устранению гиперкинезов и выработке правильной позы, которая переносится на обычную жизнь.
    • Постоянные ритмические колебания, идущие от лошади, заставляют человека вырабатывать новые рефлексы, направленные на поддержание равновесия и координации движений. Приобретаемое чувство равновесия сопровождается развитием симметрии, то есть мышцы, суставы, связки и парные внутренние органы (почки, мочеточники и др.) приобретают одинаковые свойства и функциональную активность с правой и с левой сторон. Благодаря симметрии проходят нарушения моторики одной из сторон тела, характерные для таких заболеваний, как сколиоз, ДЦП и др.
    • Нормализация обмена веществ с его перестройкой на оптимальный режим.
    • Разогрев и массаж мышц тазового дна, ног и ягодиц, а также внутренних органов за счет плавных, но ритмических движений лошади, а также биологического тепла ее тела, приводит к нормализации мышечного тонуса и улучшению кровотока в органах и тканях. Такое улучшение кровотока положительно сказывается на состоянии и функционировании всех органов и систем, в том числе головного мозга.
    • Имитация движений человека, идущего шагом, происходящая за счет колебательных движений ног и таза, расположенных на крупе лошади. Причем при движении лошади имитируются сложные трехмерные колебания в ногах и тазобедренных суставах, присущие обычному человеческому шагу. Такая имитация очень важна для людей, которые обездвижены или их двигательный стереотип очень далек от правильного, поскольку позволяет наработать мышечную память и впоследствии начать ходить.
    • Задействование сразу всех мышц тела, поскольку даже для простого сидения на лошади во время ее движения шагом нужно сохранять равновесие. А для поддержки равновесия человек инстинктивно заставляет работать все мышцы тела, чтобы не упасть с лошади. Такой неизбирательный эффект заставляет включаться в интенсивную работу как здоровые, так и пораженные мышцы, обеспечивая развитие первых и формирование нормальных двигательных стереотипов у вторых. В результате сформировавшийся при поездке на лошади двигательный стереотип переносится в обычную жизнь, благодаря чему человек становится способным совершать больший объем движений с высокой точностью.
    • Физическая нагрузка на мышцы путем моторно-висцеральных рефлексов улучшает работу внутренних органов, тем самым профилактируя их заболевания.

    Биомеханический фактор иппотерапии весьма эффективен для лечения нарушений движений различного происхождения, например, при ДЦП, параличах, парезах, посттравматических расстройствах, врожденных пороках развития и т.д.

    • Устраняет отрицательное воздействие гипокинезии;
    • Нормализует и развивает физическую активность человека, делая его сильнее и выносливее;
    • Способствует восстановлению утраченных или отсутствовавших моторных и психических функций и навыков;
    • Обеспечивает реабилитацию и социализацию человека.

    Если же говорить более подробно, то иппотерапия позволяет достичь следующих положительных результатов у детей и взрослых с проблемами в моторной, неврологической и психо-эмоциональной сферах:

    • Улучшается рефлекс на выпрямление туловища;
    • Увеличивается объем и амплитуда движений в суставах, а в ранее неподвижных сочленениях появляется некоторая подвижность;
    • Уменьшается патологический мышечный тонус;
    • Уменьшается частота эпизодов и выраженность гиперкинезов (непроизвольных движений головой, конечностями и др.);
    • Улучшается походка;
    • Улучшается зрительно-моторная координация, то есть человек лучше ориентируется в пространстве и соотносит необходимые мышечные движения при видении предметов глазами (например, если ранее человек не мог соотнести необходимость поднять руку, чтобы не ушибиться о какой-либо высокий предмет, стоящий на пути, то после занятий иппотерапией такие нарушения корректируются практически полностью);
    • Улучшается способность к удержанию равновесия и появляется симметричность в работе мышц тела;
    • Устраняются блокады и контрактуры, а также нормализуется объем движений позвоночника, плечевого и тазобедренного пояса;
    • Укрепляется мускулатура тела;
    • Улучшается обмен веществ;
    • Повышается жизненная емкость легких;
    • Улучшаются навыки самообслуживания;
    • Восстанавливаются или появляются обыденные двигательные стереотипы, такие, как ровное сидение, стояние, ходьба, перемещение предметов и манипуляции с ними, и т.д.;
    • Уменьшается степень тревожности;
    • Нормализуется общение с окружающими и улучшается социальная адаптация;
    • Улучшаются навыки коммуникации;
    • Улучшается самочувствие и настроение.

    В процессе управления животным, происходит активный обмен информацией с окружающей средой. Сидящий в седле человек, должен отдавать команды лошади, наблюдать за ее реакцией и менять свое поведение в зависимости от поведения парнокопытного. Такие действия обеспечивают детям с аутизмом полноценную связь с внешним миром и связующим звеном является как раз лошадь.

    Во время занятий иппотерапией ребенок учится цельно воспринимать существующую реальность и это большой шаг в его развитии на пути к выздоровлению.

    Собственно для адаптационных и коммуникативных целей используют различные альтернативные методы лечения аутизма, среди которых можно выделить основные:

    • 1. снятие оценочности — погружение ребенка в творческое состояние при помощи музыки, рисования, аппликации, лепки;
    • 2. взаимодействие с природой и новыми предметами (не являющимися частью мира аутиста), которое происходит в наиболее благотворной атмосфере;
    • 3. снятие барьерной установки, страхов (к примеру, снятие барьера «я не умею рисовать», способно подвигнуть ребенка на получение новых навыков, которые кроме прочего способствуют развитию мелкой моторики, и как следствие, развитие речевого центра и активизации других мозговых процессов).

    Иппотерапия — уникальный метод лечения. Она воздействует на организм комплексно. Можно выделить два основных принципа:

    • Физический (непосредственно воздействие лошади на всадника при выполнении упражнений или просто движения лошади);
    • Психологический, или эмоциональный (психологическая разгрузка при общении с лошадью).
    READ  Отоферонол: инструкция по применению для кошек

    Основополагающими в лечении являются двигательные импульсы, которые животное передает всаднику. У лошади специфичный такт движения, особый ход, схожий с ходом человека. Незаметно для себя пациент прикладывает усилия. Ведь ему нужно напрягать мышцы, чтобы не упасть, держать равновесие, координировать свои движения. Сидя на лошади, у всадника работают почти все группы мышц, затрагиваются те, которые в обычных условиях почти не задействованы.

    Как правило, иппотерапия проводится без седла, ведь температура тела лошади выше температуры тела человека. Таким образом происходит массаж уже разогретых мышц, а это значительно усиливает эффект лечения.

    Что касается положительного эмоционального эффекта, его значимость сложно переоценить. Ребенок чувствует себя намного увереннее, находясь рядом с лошадью. Дети с заболеванием ДЦП могут прекрасно обходиться без колясок и костылей верхом на лошади, а это очень мощное самоутверждение для них.

    Общение с лошадью и уход за ней очень полезны для детей. Это учит их доброте, чуткости, чувству ответственности, вырабатывает способность к доверию. Некоторые дети даже могут делиться секретами с этими животными. Они учатся прислушиваться к партнеру и быть внимательнее. Их покидает чувство агрессии и тревоги.

    Зачастую маленькие пациенты не догадываются, что лечатся, верховая езда воспринимается ими как развлечение, поэтому отсутствует чувство сопротивления, и в результате лечение быстрее приносит свои плоды.

  • Физический (непосредственно воздействие лошади на всадника при выполнении упражнений или просто движения лошади);
  • Психологический, или эмоциональный (психологическая разгрузка при общении с лошадью).
  • Колебания, идущие от спины движущейся лошади в трех плоскостях. Данные ритмичные колебания передаются всаднику и заставляют его поочередно напрягать и расслаблять мышцы туловища, ягодиц и ног, чтобы удержаться в седле. Подобное сокращение и расслабление мышц способствует нормализации их тонуса, устранению гиперкинезов и выработке правильной позы, которая переносится на обычную жизнь.
  • Постоянные ритмические колебания, идущие от лошади, заставляют человека вырабатывать новые рефлексы, направленные на поддержание равновесия и координации движений. Приобретаемое чувство равновесия сопровождается развитием симметрии, то есть мышцы, суставы, связки и парные внутренние органы (почки, мочеточники и др.) приобретают одинаковые свойства и функциональную активность с правой и с левой сторон. Благодаря симметрии проходят нарушения моторики одной из сторон тела, характерные для таких заболеваний, как сколиоз, ДЦП и др.
  • Нормализация обмена веществ с его перестройкой на оптимальный режим.
  • Разогрев и массаж мышц тазового дна, ног и ягодиц, а также внутренних органов за счет плавных, но ритмических движений лошади, а также биологического тепла ее тела, приводит к нормализации мышечного тонуса и улучшению кровотока в органах и тканях. Такое улучшение кровотока положительно сказывается на состоянии и функционировании всех органов и систем, в том числе головного мозга.
  • Имитация движений человека, идущего шагом, происходящая за счет колебательных движений ног и таза, расположенных на крупе лошади. Причем при движении лошади имитируются сложные трехмерные колебания в ногах и тазобедренных суставах, присущие обычному человеческому шагу. Такая имитация очень важна для людей, которые обездвижены или их двигательный стереотип очень далек от правильного, поскольку позволяет наработать мышечную память и впоследствии начать ходить.
  • Задействование сразу всех мышц тела, поскольку даже для простого сидения на лошади во время ее движения шагом нужно сохранять равновесие. А для поддержки равновесия человек инстинктивно заставляет работать все мышцы тела, чтобы не упасть с лошади. Такой неизбирательный эффект заставляет включаться в интенсивную работу как здоровые, так и пораженные мышцы, обеспечивая развитие первых и формирование нормальных двигательных стереотипов у вторых. В результате сформировавшийся при поездке на лошади двигательный стереотип переносится в обычную жизнь, благодаря чему человек становится способным совершать больший объем движений с высокой точностью.
  • Физическая нагрузка на мышцы путем моторно-висцеральных рефлексов улучшает работу внутренних органов, тем самым профилактируя их заболевания.
  • Устраняет отрицательное воздействие гипокинезии;
  • Нормализует и развивает физическую активность человека, делая его сильнее и выносливее;
  • Способствует восстановлению утраченных или отсутствовавших моторных и психических функций и навыков;
  • Обеспечивает реабилитацию и социализацию человека.
  • Улучшается рефлекс на выпрямление туловища;
  • Увеличивается объем и амплитуда движений в суставах, а в ранее неподвижных сочленениях появляется некоторая подвижность;
  • Уменьшается патологический мышечный тонус;
  • Уменьшается частота эпизодов и выраженность гиперкинезов (непроизвольных движений головой, конечностями и др.);
  • Улучшается походка;
  • Улучшается зрительно-моторная координация, то есть человек лучше ориентируется в пространстве и соотносит необходимые мышечные движения при видении предметов глазами (например, если ранее человек не мог соотнести необходимость поднять руку, чтобы не ушибиться о какой-либо высокий предмет, стоящий на пути, то после занятий иппотерапией такие нарушения корректируются практически полностью);
  • Улучшается способность к удержанию равновесия и появляется симметричность в работе мышц тела;
  • Устраняются блокады и контрактуры, а также нормализуется объем движений позвоночника, плечевого и тазобедренного пояса;
  • Укрепляется мускулатура тела;
  • Улучшается обмен веществ;
  • Повышается жизненная емкость легких;
  • Улучшаются навыки самообслуживания;
  • Восстанавливаются или появляются обыденные двигательные стереотипы, такие, как ровное сидение, стояние, ходьба, перемещение предметов и манипуляции с ними, и т.д.;
  • Уменьшается степень тревожности;
  • Нормализуется общение с окружающими и улучшается социальная адаптация;
  • Улучшаются навыки коммуникации;
  • Улучшается самочувствие и настроение.
  • Как происходят занятия иппотерапией с детьми, страдающими аутизмом?

    Служебные животные могут повлиять на жизнь человека с инвалидностью гораздо больше, чем животные, с которыми он контактирует во время коротких сессий терапии. Животные могут помогать человеку каждый день как проводники, помощники и защитники. Большинство людей знают о собаках-поводырях, которые помогают людям с нарушениями зрения передвигаться более свободно, однако служебные собаки могут выполнять самые разные функции — подбирать и приносить вещи человеку в кресле, открывать и закрывать двери, помогать человеку с ограниченной мобильностью при ходьбе. Таких животных специально готовят отвечать на нужды того или иного человека в зависимости от его или ее проблем.

    Служебные собаки могут выполнять множество разных функций для помощи человеку с РАС, что подтверждает канадское исследование опыта 10 семей с аутичным ребенком, которые получили такую собаку. Ученые наблюдали за опытом как семей, так и собак во время первичного обучающего периода для семьи и собаки, а также во время последующих визитов на дом. Они также провели глубинные интервью с большинством семей.

    Какова же была работа таких служебных собак? Во-первых, они были защитниками, заботились о безопасности ребенка и не давали ему убегать. Многие дети с аутизмом склонны к побегам из безопасных мест, будь это дом или школа, что порою приводит к трагическим последствиям. Риск смерти или травм в результате таких побегов очень высок, а родители детей, склонных к побегам, начинают страдать от чрезмерной бдительности и переутомления.

    В данном исследовании служебные собаки могли повлиять на такую ситуацию. Собаку прикрепляли к ребенку с помощью системы поводка и пояса, но животное реагировало только на команды родителей и следило за тем, чтобы ребенок не ушел из безопасного места. Если ребенок пытался убежать, собаки могли помешать ему своим весом, давая членам семьи возможность вовремя вмешаться.

    В некоторых случаях собака спала вместе с ребенком. Темпл Грандин, знаменитый специалист по животным и человек с аутизмом, могла успокоиться, когда ее «машина для обнимания» предоставляла ей глубокое давление. Точно так же, собака помогала некоторым детям успокоиться и быстрее заснуть с помощью веса своего тела.

    По словам одного из родителей, участвовавших в исследовании: «Определенно собака лучшая игрушка в постель, и она может предупредить нас, если ночью возникнет проблема, и нам не приходится спать с одним открытым глазом, прислушиваясь вполуха… Я лучше высыпаюсь, и это очень помогает. Я помню, что когда мы впервые привели собаку домой, наш сын проспал всю ночь впервые за девять лет».

    Семьи начинают чувствовать себя свободнее благодаря большей безопасности. Собаки часто отвлекают беспокойных детей, так что их становится проще перевозить в машине, а также они следят за ними в общественных местах, и семье становится проще выбираться из дома. Кроме того, животные играли очень важную, но неожиданную роль — они облегчали любое общение с другими людьми.

    Окружающие, которые раньше проявляли дискомфорт и неодобрение в ответ на необычное поведение ребенка, вели себя более понимающе в присутствии служебной собаки. Такая собака сигнализировала, что у ребенка есть какая-то проблема, а также облегчала разговор, ведь всегда можно спросить что-то про собаку, а заодно узнать что-нибудь про аутизм.

    Кроме того, канадские ученые отмечают, что некоторые дети с РАС приобрели новые навыки в результате взаимодействия с собакой. Например, научились приноровлять свой шаг к собаке (и всей семье) во время прогулки, бросать мяч или правильно гладить собаку. Родители сообщали об «уменьшении тревожности, большем спокойствии, уменьшении числа истерик, снижении злости, более удобном режиме сна».

    А что насчет привязанности? Второе исследование сосредоточилось на благополучии собак, и та же команда исследователей выяснила, что в основном собака привязывалась к родителям, которые лучше «считывали» сигналы животного и отвечали на его потребности. Через полгода после помещения собак в семьи только 4 из 10 детей проявляли интерес к собаке, что неизбежно имело последствия для эмоционального взаимодействия детей с РАС и служебных животных.

    К примеру, давно было замечено, что для девочек с аутизмом животные часто становятся «особым интересом», и они хорошо с ними ладят. Возможно, если ребенок изначально интересуется животными, то он скорее привяжется к служебной собаке? (Вспомните только о Темпл Грандин и ее сильном интересе к животным, особенно коровам и лошадям).

    Один фактор в наибольшей степени определял успешность опыта семьи со служебной собакой — готовность семьи работать над этим. Канадские ученые обнаружили, что служебные собаки много и упорно трудятся, но не всегда получают внимание, которое им необходимо. Когда собака в специальной попоне, то ожидается, что она будет следовать командам, игнорировать отвлекающие факторы, будет избегать мочеиспускания и дефекации.

    Ученые отмечают, что часы тяжелой работы, агрессия со стороны некоторых детей, недостаток времени для физических упражнений и игр негативно сказывались на некоторых собаках. Некоторые из них страдали от прерывания сна. Ведь если родители теперь могут спать спокойно, то собака часто не может, она встает и следует за проснувшимся ребенком, который к тому же может тормошить собаку, задремавшую днем.

    Если потребности собаки не удовлетворяются, то благополучие животного и его способность выполнять свою работу может оказаться под угрозой. Например, если собака изголодалась по вниманию, то она может искать его у незнакомцев на улице в то время, когда она должна сосредоточиться на поведении ребенка с РАС.

    Понятно, что иппотерапия не является единственным средством психотерапии, способным помочь в социальной адаптации детей аутистов.

    Тем не менее, иппотерапии присущ ряд достоинств, которых лишены прочие методики.

    К примеру, одна из основных проблем детей аутистов – это так называемое «ритуальное поведение» — навязчивая потребность регулярно совершать четкие, повторяющиеся действия (например, складывать игрушки в определенном порядке) и «стереотипия» — необходимость совершать регулярные бесцельные движения, наподобие взмахов руками, и раскачивания туловища.

    При иппотерапии подобный образ поведения сохраняется, но навязчивые движения становятся логичными – они приобретают явную цель, двигаться в такт с движением лошади. Это позволяет развить контроль над моторикой.

    Немаловажно и то, что дети аутисты плохо владеют связной речью и предпочитают общаться жестами. Для общения с лошадью язык жестов просто идеален – поэтому, при регулярных занятиях иппотерапией у ребенка аутиста уменьшается чувство социальной изоляции.

    Общение с мощным и грациозным животным вызывает у ребенка аутиста бурю позитивных эмоций. Многие психотерапевты, которые практикуют занятие иппотерапией для своих пациентов из числа детей аутистов отмечали, что основной сюжет рисунков детей аутистов, с которыми занимаются иппотерапией — это лошадь.

    Животное становится надежным другом для ребенка – а именно дружбы и привязанности больше всего не хватает в жизни детям аутистам!

    Для иппотерапии отбирают самых смирных животных, которые ни при каких обстоятельствах не встанут на дыбы и не «понесут».

    Кроме того, лошадью, по сути, управляет не ребенок, а опытный конновод, который держит животное под уздцы. Специалист способен прочувствовать и пресечь малейшую непокорность со стороны животного.

    Так что, с точки зрения травм занятия иппотерапией совершенно безопасны. Кроме того, при занятиях иппотерапией, поблизости от ребенка аутиста всегда находится иппотнрапевт, психотерапевт, который поможет справиться с возможным испугом ребенка.

    Аутичные дети крайне отгорожены от всего внешнего, не могут устанавливать полноценные отношения с окружающими их людьми. Они недостаточно используют речь, как средство общения. Больше половины детей с аутизмом страдают умственной отсталостью. У многих из них наблюдаются повторяемые (стереотипные) игры и движения. Часто встречаются необоснованные страхи (фобии) — боязнь воды, незнакомых людей, животных, высоты.

    Такие дети с удовольствием занимаются физически активной деятельностью, когда не требуется использования речи. Многие обучаемы путем подражания. Нужно много терпения, чтобы помочь таким детям отучиться от повторяемых, неосмысленных движений, побороть страхи. Бывает, что ребенку неприятно, если до него дотрагиваются.

    Но когда на отрешенном до этого лице аутичного ребенка вдруг появится выражение радости оттого, что он сидит в седле и скачет на лошади — каким замечательным делом покажется верховая езда. Аутичные дети по виду нормальны, но их поведение странно, оно непредсказуемо. Их мучают необоснованные страхи, иногда они могут впасть в буйство.

  • Детский церебральный паралич;
  • Нарушения после черепно-мозговых травм и инфекционных болезней ЦНС (например, энцефалитов, нейросифилиса и т.д.);
  • Травмы спинного мозга;
  • Врожденные нарушения работы ЦНС;
  • Плекситы (воспаление нервных сплетений – солнечного и др.);
  • Радикулиты.
  • Аллергические реакции на шерсть, пот, запах лошади или на сенную пыльцу в шерсти;
  • Острый период любых инфекционных заболеваний;
  • Открытые раны, пролежни или порезы;
  • Безудержный страх перед лошадью;
  • Отслойка сетчатки;
  • Повышенное внутриглазное давление;
  • Состояния после операций (в течение 3 месяцев после хирургического вмешательства);
  • Переломы костей (заниматься иппотерапией можно не ранее, чем через 6 месяцев после заживления перелома позвоночника, 3 месяца после перелома рук или ног);
  • Вывих бедра;
  • Болезнь Пертеса;
  • Нестабильность шейных позвонков (С1-С2);
  • Сколиоз поясничного отдела позвоночника (L1-L2);
  • Острый период болезни Шейермана;
  • Форма болезни Шейермана, охватывающая поясничный отдел позвоночника;
  • Сколиоз 3 – 4 степеней;
  • Склонность к дископатии;
  • Смыкание позвонков более 5 мм;
  • Деформирующий спондилоартроз;
  • Некроз костей (острая фаза заболевания);
  • Мышечная слабость;
  • Острые фазы мышечной дистрофии;
  • Гемофилия;
  • Острый период психических расстройств;
  • Ожирение 3 – 4 степеней;
  • Остеомаляция (размягчение костей);
  • Ломкость костей.
  • READ  Обзор легковых прицепов для перевозки грузов во время строительства дома

    Оглавление:

    • Детский церебральный паралич;
    • Нарушения после черепно-мозговых травм и инфекционных болезней ЦНС (например, энцефалитов, нейросифилиса и т.д.);
    • Травмы спинного мозга;
    • Врожденные нарушения работы ЦНС;
    • Плекситы (воспаление нервных сплетений – солнечного и др.);
    • Радикулиты.
    • Нарушения осанки;
    • Сколиоз;
    • Пороки развития рук или ног;
    • Состояния после ампутации рук или ног;
    • Контрактуры суставов, мышц и сухожилий;
    • Параличи и парезы;
    • Нарушения работы опорно-двигательного аппарата вследствие поражений ЦНС различного генеза (например, после черепно-мозговых травм, полиомиелита, энцефалитов и т.д.);
    • Дисплазия тазобедренного сустава;
    • Остеохондроз;
    • Артрозы;
    • Дистрофия мышц.
    • Аллергические реакции на шерсть, пот, запах лошади или на сенную пыльцу в шерсти;
    • Острый период любых инфекционных заболеваний;
    • Открытые раны, пролежни или порезы;
    • Безудержный страх перед лошадью;
    • Отслойка сетчатки;
    • Повышенное внутриглазное давление;
    • Состояния после операций (в течение 3 месяцев после хирургического вмешательства);
    • Переломы костей (заниматься иппотерапией можно не ранее, чем через 6 месяцев после заживления перелома позвоночника, 3 месяца после перелома рук или ног);
    • Вывих бедра;
    • Болезнь Пертеса;
    • Нестабильность шейных позвонков (С1-С2);
    • Сколиоз поясничного отдела позвоночника (L1-L2);
    • Острый период болезни Шейермана;
    • Форма болезни Шейермана, охватывающая поясничный отдел позвоночника;
    • Сколиоз 3 – 4 степеней;
    • Склонность к дископатии;
    • Смыкание позвонков более 5 мм;
    • Деформирующий спондилоартроз;
    • Некроз костей (острая фаза заболевания);
    • Мышечная слабость;
    • Острые фазы мышечной дистрофии;
    • Гемофилия;
    • Острый период психических расстройств;
    • Ожирение 3 – 4 степеней;
    • Остеомаляция (размягчение костей);
    • Ломкость костей.

    Иппотерапия в реабилитации детей с аутизмом

    Оглавление:

    • Синдром Дауна;
    • Синдром Ретта.

    4.Другие расстройства психической и моторной деятельности:

    • Поражение зрения и слуха;
    • Нарушения походки и равновесия любого происхождения;
    • Нарушение зрительно-двигательной координации движений;
    • Расстройства чувствительной интеграции;
    • Нарушения или задержка психомоторного развития (в том числе речевые расстройства);
    • Неврозы;
    • Шизофрения;
    • Депрессия;
    • Умственная отсталость;
    • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
    • Эмоциональные расстройства;
    • Аутизм;
    • Неспособность находиться в социуме;
    • Девиантное поведение.
    • Рассеянный склероз;
    • Постинсультные осложнения;
    • Постинфарктные состояния;
    • Состояния после черепно-мозговых травм;
    • Алкогольная и наркотическая зависимости;
    • Заболевания опорно-двигательного аппарата (например, параличи, остеохондроз, артроз и др.), возникающие на фоне неврологических или ортопедических нарушений.
    • у ребенка аллергическая реакция на животных;
    • наличие открытых ран на коже;
    • лордоз поясничного отдела, вывих бедра;
    • гемофилия, ломкость костей, эпилепсия в анамнезе;
    • хронические воспалительные заболевания мочеполовой сферы, геморрой в стадии обострения.

    Индивидуально противопоказания для иппотерапии могут заключаться в особенностях поведения ребенка.

    Что это значит? Часто дети с РАС начинают внезапно слазить с лошади, бить животное или громко кричать. Такое поведение может напугать лошадь, что чревато утерей контроля над ней. Риск травмирования ребенка в таких случаях несопоставим с возможной пользой от иппотерапии.

    Как тоже известно, сам ультразвук уже давно используют в медицине для диагностики и лечения различный заболеваний (УЗИ, сонофорез или фонофорез). С его помощью воздействуют не на отдельные человеческие органы или ткани, даже на клетки, составляющие наш организм, производят массаж, так сказать, на клеточном уровне, который способствует лучшему проникновению активных веществ в клетки.

    Соответственно, это улучшает межклеточный обмен веществ в организме и циркуляцию жидкости. Ультразвуковые волны, транслируемые дельфином, попросту «разгоняют» жидкость из застоявшихся зон, способствуя более быстрому и эффективному ее передвижению в тканях. Кроме того дельфиньи ультразвуковые сигналы способны воздействовать как анальгетик на организм, снимая боль.

    Невзирая на колоссальную эффективность, иппотерапия при аутизме не так эффективна, как для лечения болезней, которые связаны с нарушениями опорно-двигательного аппарата, возникшими по причине поражения центральной нервной системы (а именно ДЦП), в результате травм, полиомиелита, а также сколиоза, кифоза.

    Изобразительная деятельность способствует снижению эмоционального напряжения и созданию у аутиста ощущения большего комфорта. Это очень ценно для повышения толерантности ребенка к психотерапевтическим отношениям. Благодаря этому снижается тревожность, и ребенок становится более открытым, более раскрепощенным для контакта со специалистом.

    Как правило, большинство деток с аутизмом не умеют держать карандаш в руках, не способны пользоваться ножницами, не знают, что делать с красками. Всему этому обучают на занятиях арт-терапии при аутизме, используя программы ранней педагогической помощи деткам с отклонениями в развитии.

    Что же касается музыки, то «лечение звуком детей» — широко известная методика. Музыка способна успокаивать, приводить психику в относительный порядок, позволять расслабиться, снизить слуховую и тактильную непереносимость. Поэтому лечение звуком детей, лечение аутизма у детей музыкой, может дать положительные результаты.

    В более «старших» группах, при относительно неплохой коммуникации среди особенных детей и соответствующих навыках, могут также ставить спектакли, театральные и хореографические представления.

    Взрослые люди визжат от восторга, когда впервые садятся на лошадь. А что говорить о детях и, тем более, «особенных» детях. Какой шквал эмоций испытывает маленький человек, который ограничен в физических возможностях? Он не умеет ходить, но зато сам сидит на лошади — от этого непомерно счастлив!

    В древние времена человечество было намного ближе к природе, чем сейчас. Известно, что еще тогда прибегали к лечению животными, и они исцеляли! Многие методики зоомедицины зародились во времена Гиппократа и дошли до наших дней, но популярность набирают только сейчас. У каждой свои особенности и сильные стороны. Рассмотрим одну из них- иппотерапию.

    • Эпилепсию;
    • Тяжелые формы заболеваний нервной системы;
    • Аллергию на шерсть лошади;
    • Остеопороз (повышенная ломкость костей);
    • Остеомиелит (инфекционное воспаление костной ткани);
    • Гемофилию;
    • Сколиоз 3,4 степени.

    Как и в случаях исцеления другими животными, например собаками или дельфинами, страх перед лошадью к противопоказаниям не относят. Инструктор должен помочь найти человеку контакт с четвероногим доктором.

    Иппотерапия АБАКАН Хакасия

    Адрес: 626000, г. Абакан, ул. М. Жукова, дом 46 Б

    тел. 8(39022) 6-26-32

    Адрес: 665838, Иркутская обл., г. Ангарск 19-6 «б»-40

    тел. 8(395) 155-54-86, факс 8(395) 156-27-21

    «Пассаж» — Конноспортивная школа

    Адрес: 665824, Иркутская обл., г. Ангарск-24, а/я 6009

    тел. 8(395) 089 для абонента 5358

    Иппотерапия в БАРНАУЛЕ

    Адрес: 656987, Совхоз Барнаульский, ул. Мира, дом 15, кв. 14

    Адрес: 650060, г. Барнаул, ул. С. Поляна д. 13

    Тел. 8(3522) 52-24-32

    Адрес: 656000, г. Барнаул, ул.Космонавтов, дом 61

    Тел. 8(3522) 23-60-57 тел/факс: 8(3522) 52-37-63

    Иппотерапия в ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ

    Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями

    Адрес: 173000, В. Новгород, ул. Попова дом 16, корпус 2

    Иппотерапия во ВЛАДИМИРЕ

    Ассоциация родителей детей-инвалидов «Свет»

    Адрес: 600005, г. Владимир, ул. Горького, дом 56, кв. 7

    Тел. 8(0922) 23-38-07, 8(0922) 23-89-17

    Иппотерапия в ГЕЛЕНДЖИКЕ

    Адрес: 353470, Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Луначарского, дом 256, кв. 9

    Иппотерапия в ЕКАТЕРЕНБУРГЕ

    Адрес: 620073, г. Екатеренбург, ул. Восточная, дом 80, кв. 45

    Тел. 8(3432) 56-36-40

    Иппотерапия в ЖЕЛЕЗНОГОРСКЕ Красноярского края

    Адрес: 662990, Красноярский край, г. Железногорск, ул. Курчатова, дом 24, кв. 94

    Тел. 8(39197) 2-70-94

    Иппотерапия в КРАСНОЯРСКЕ

    Адрес: 660042, г. Красноярск, ул.60 лет Октября, дом 23

    Тел. 8(3913) 61-74-89, факс: 8(3913) 61-74-91

    Адрес: 660060, г. Красноярск, ДС «Енисей»

    Тел. 8(3913) 66-68-40

    Иппотерапия в КАЛИНИНГРАДЕ

    Центр оздоровления и развития с опорой на иппотерапию «Равновесие»

    Адрес: г. Калининград, ул. Ген. Озерова, д.19, офис 213.

    Тел. 79291637403 — Евгения; 79527999721 — Юлия

    Иппотерапия в ЛИПЕЦКЕ

    Школа верховой езды при отделе культуры Администрации г. Липецка

    Адрес: г. Липецк, Осенний проезд, д. 28

    Тел. 8(0742) 71-89-99

    Иппотерапия в МАГНИТОГОРСКЕ Челябинской обл.

    Адрес: 455025, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Енисейская, дом.72, кв.29

    Тел. 8(3511) 32-24-12, 8(3511) 21-24-87

    Адрес: 455049, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Бориса Ручьёва дом 34

    Тел. 8(3511) 30-05-10 Факс 8(3511) 21-12-39

    Иппотерапия в МОСКВЕ

    Московский Конноспортивный клуб инвалидов

    Адрес: г. Москва, Загородное шоссе, дом 1, корпус 2

    Тел./факс: 8(495) 781-46-68

    Иппотерапия в НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ

    Городской центр восстановительного лечения детей

    Адрес: 603005, Нижний Новгород, ул. Б. Печерская, дом 23

    Тел. 8(8321) 36-25-21, 8(8312) 36-19-90

    Иппотерапия в НОВОСИБИРСКЕ

    Адрес: 630091, г. Новосибирск, ул. Мичурина д.10

    Тел. 8(3832) 24-03-49, факс 8(3832) 22-30-36

    Адрес: 630090, г. Новосибирск, ул. Академическая д.32, а/я. 715

    Тел. 8(3832) 33-23-47, 8(3832) 34-11-46

    Иппотерапия в НОВОКУЗНЕЦКЕ

    Детско-юношеский конный центр «Фаворит»

    Адрес: 654038 г. Новокузнецк, Кемеровская обл., ул. Клименко, д.10 Б

    Тел. 8(3843)941-900, 8-903-945-56-43

    Иппотерапия в ОБНИНСКЕ

    Обнинский клуб «Детский пони»

    Адрес: г. Обнинск, ул Гагарина, дом, 31, кв. 104

    Тел. 8(08439) 3-79-03, 8(08439) 7-45-00

    Иппотерапия в ОРЕНБУРГЕ

    Адрес: г. Оренбург, ул.Новая, дом 10/2, кв.34 Тел. 8(3532) 72-81-54

    Иппотерапия в ПЕРМИ

    Адрес: 614000, г. Пермь, ул. Ленина, дом 27а

    Тел. 8(3422) 92-68-50

    Иппотерапия в ПЕТЕРГОФЕ

    Адрес: г. Петергоф, ул. Воровского дом 42 427-70-39

    Иппотерапия в ПЕТРОЗАВОДСКЕ

    Регионарный детский фонд «Кентавр»

    Адрес: 185025, г. Петрозаводск, ул. Северная, дом 11, кв.48

    Тел. 8(81433) 4-70-66

    Иппотерапия в САМАРЕ

    Адрес: 443008, г. Самара, ул. Красных коммунаров, дом 40

    Тел. 8(8469) 25-62-22

    Адрес: 443006, г. Самара, Заводское шоссе, д.9

    Тел. 8(8469) 38-50-79

    Иппотерапия в пос. «Волжский утес» Самарской области

    Санаторий «Волжский утес»

    Адрес: Самарская обл., Шигунский р-н, пос. «Волжский утес» дом 1-101

    Иппотерапия в САРАТОВЕ

    Адрес: 410071, г. Саратов, ул. Шелковичная, дом 181

    Тел. 8(8452) 51-66-98

    Адрес: 410002, г. Саратов, ул. Чернышевского, дом 199

    Тел. 8(8452) 26-33-06

    Иппотерапия в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

    Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Фонтанка, дом 60, кв. 8

    Тел./факс: 8(812) 164-51-37

    Адрес: 194214, Санкт-Петербург, Поклонногорская ул, дом 14

    Тел.: 7 (911) 916 2952

    Иппотерапия в УЛАН-УДЭ

    Адрес: 670045, Верхняя Берёзовка

    Тел. 8(3012) 34-36-54

    Иппотерапия в УЛЬЯНОВСКЕ

    Школа-интернат для детей с ДЦП и полиомиелитом

    Адрес: г. Ульяновск, пр-т 50-летия ВЛКСМ, дом 5

    Тел. 8(84254) 36-27-72

    Иппотерапия в ХАБАРОВСКЕ

    Адрес: 680033, Г. Хабаровск, ул. Ясная, дом 1

    Тел. 8(4212) 36-28-17, факс: 8(4212) 23-46-16

    Иппотерапия в ЧЕБОКСАРАХ

    Адрес: 428002, г. Чебоксары, Санаторий «Чувашия» д. 1 кв.22

    Тел./факс: 8(8352) 20-10-66

    Иппотерапия в ЯРОСЛАВЛЕ

    Детский психо-неврологический санаторий «Скабыкино»

    Адрес: г. Ярославль, Тутаевское шоссе, дом 18

  • Радикулиты.
  • Нарушения осанки;
  • Сколиоз;
  • Пороки развития рук или ног;
  • Состояния после ампутации рук или ног;
  • Контрактуры суставов, мышц и сухожилий;
  • Параличи и парезы;
  • Нарушения работы опорно-двигательного аппарата вследствие поражений ЦНС различного генеза (например, после черепно-мозговых травм, полиомиелита, энцефалитов и т.д.);
  • Дисплазия тазобедренного сустава;
  • Остеохондроз;
  • Артрозы;
  • Дистрофия мышц.
  • Синдром Ретта.
  • Поражение зрения и слуха;
  • Нарушения походки и равновесия любого происхождения;
  • Нарушение зрительно-двигательной координации движений;
  • Расстройства чувствительной интеграции;
  • Нарушения или задержка психомоторного развития (в том числе речевые расстройства);
  • Неврозы;
  • Шизофрения;
  • Депрессия;
  • Умственная отсталость;
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
  • Эмоциональные расстройства;
  • Аутизм;
  • Неспособность находиться в социуме;
  • Девиантное поведение.
  • Отслойка сетчатки;
  • Вывих бедра;
  • Болезнь Пертеса;
  • Мышечная слабость;
  • Гемофилия;
  • Ломкость костей.
  • Альтернативные методы лечения аутизма: иппотерапия, дельфинотерапия, арт-терапия при аутизме

    Оглавление:

    1. Коррекция моторики. Многим детям аутистам свойственны неадекватные повторяющиеся движения руками и ногами. Они могут просто размахивать конечностями, сидеть на одном месте и раскачиваться, складывать предметы в одном и том же порядке. Когда такие дети занимаются иппотерапией, им приходится следить за равновесием, координацией и синхронизацией своих движений, подключать к действию все мышцы тела. При этом конечности двигаются независимо друг от друга, то есть функционируют оба полушария мозга.
    2. Развитие мелкой моторики. Верховая езда способствует выполнению точных движений и развивает моторику пальцев.
    3. Питание головного мозга. В процессе езды на лошади на всадника передаются более 100 колебательных импульсов, которые подобны массажу. Тело человека разогревается, улучшается кровообращение и соответственно питание клеток головного мозга.
    4. Активизация психических процессов. Осуществляется за счет того, что появляется необходимость мыслить, планировать, запоминать. Процесс верховой езды увлекает и в тоже время многому учит.
    5. Практика социального взаимодействия. Через контакт с животным происходит контакт с внешним миром. Ребенок, сам того не зная, начинает взаимодействовать с природой, открывая в себе новые, доселе незнакомые, качества.
    6. Насыщение положительными эмоциями и энергией. Лошади имеют сильное биополе и обладают способностью заряжать человека позитивом. Многие отмечают, что даже просто поглаживая животное, ощущают прилив бодрости и сил. У них появляется чувство спокойствия и умиротворения.
    7. Применение языка жестов. Иппотерапия для детей с аутизмом является отличной возможностью общаться при помощи жестов. Это способствует тому, что ребенок с отклонениями перестает ощущать себя социально изолированным.
    8. Концентрация внимания.
    9. Улучшение памяти.
    10. Самоорганизация.

    Общаясь с лошадью, дети аутисты получают много положительных эмоций. Они видят в этом крупном и грациозном животном друга и товарища. А ведь именно дружбы и привязанности таким детям недостает больше всего.

    Иппотерапия способствует устранению проблем с ослабленным тонусом мышц, благодаря чему повышается физическая активность и улучшается координация движений.

    Некоторые дети могут пугаться чужих взрослых. Например тетя .

    СИММда спасибо, я понимаю и знаю, вот утром отправил .

    Anyuta84, у меня дочка до 3 лет на мне висела буквальн .

    Не говорит словами вообще. Слоги раньше лопотала часто. Посл .

    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock detector