Воспитание щенка с раннего возраста

Воспитание щенка. Общие сведения и рекомендации

Одним из важных условий успешной работы в собаководстве является любовь к животным, особенно к собакам. Только любовь может оправдать траты времени и материальных средств, физических и душевных сил на четвероногого друга. Без любви собака скоро надоест вам с станет обузой.

Однако любовь к собаке должна быть осмысленной, сочетаться с твердыми знаниями основ собаководства, умением продумано, целесообразно вести это дело. Ее следует сочетать с твердостью характера, решительными действиями в интересах правильного воспитания щенка.

Немалую роль играет и способность терпеливо и настойчиво изо дня в день обучать щенка, вырабатывать у него полезные навыки и изживать нежелательные действия и вредные привычки. При этом всегда надо быть терпеливым. Тот, кто тяготится повседневной черновой работой по содержанию, кормлению и воспитанию щенка чистка, уборка нечистот, приготовление корма, ежедневное двух-трехразовое выгуливание и прогулки и др.), кто легко возбуждается и не может справиться со своей раздражительностью, не должен заводить животное.

нужно всегда быть готовым к малым и большим неприятностям и переживаниям, связанные с содержанием у вас щенка (лужи и кучки, когда он еще не приучен к чистоплотности, попытки царапать и грызть стены и мебель, нередкие болезни щенячьего возраста, недостаточная понятливость щенка, а порой и явное упрямство и др.

У щенка, а затем и у выросшей взрослой собаки должен быть хозяин. Он ухаживает за ним, чистит его, кормит, выгуливает, занимается воспитанием и начальной дрессировкой. Остальные члены семьи могут привлекаться для ухода и кормления щенка лишь в случаях, когда хозяин болен или его нет дома. Очень полезно использовать в роли помощников детей, но только под наблюдением взрослых, и опять-таки, когда за щенком не может ухаживать хозяин. Только при этом условии можно обеспечить правильное выращивание и воспитание щенка.

Хозяином щенка может быть не только взрослый член семьи, но и взрослые дети-старшеклассники, учащиеся ПТУ и др., — предварительно получившие практические навыки ухода за животными в роли помощников взрослых и под их наблюдением.Выращивание и воспитание щенка — интересный, увлекательный, но требующий терпения, повседневный труд, к которому нужно готовиться заранее, а не когда щенок уже появился в доме.

Хозяин должен иметь необходимый минимум знаний и владеть практическими навыками и объеме программы подготовки собаководов-любителей. Неподготовленный собаковод неизбежно совершит множество ошибок, последствия которых могут стать плачевными. Так, например, плохой уход, неполноценное кормление, недостаточные прогулки приведут к отставанию в росте и развитии щенка, появлению рахита и других болезней.

Из щенка вырастет излишне злобная, а чаще трусливая собака, трудно поддающаяся дрессировке. Необходимые знания по собаководству можно получить из специальной литературы, бесед с опытными собаководами-любителями, но наиболее надежным и эффективным способом является подготовка при клубе служебного собаководства пор программе собаководов-любителей.

Кроме того, настоятельно рекомендуем при возникновении у вас неясных вопросов в процессе выращивания и воспитания щенка обращаться за помощью к соответствующим специалистам клуба. Лучше затратить на это несколько часов своего времени, чем допускать серьезные ошибки, от которых пострадает ваш щенок, а в конечном счете и вы.Рекомендуем также завести у себя небольшую библиотечку книг по собаководству и периодически обмениваться книгами с другими собаководами-любителями.

Регулярно посещайте проводимые клубом выводки молодняка, выставки и соревнования собак, что будет расширять ваш кругозор по собаководству. На выводках и выставках вы сможете также обменяться полезными сведениями с другими собаководами, выслушать их советы. Но только слишком не увлекайтесь советами других, принимайте к руководству лишь советы действительно опытных компетентных собаководов, заслуживающих вашего доверия.

Но даже и такие рекомендации двух собаководов по одному и тому же вопросу могут быть прямо противоположными. Приучите себя сопоставлять каждый совет с тем, что вы услышали от других собаководом с большим стажем, приобрела на курсах собаководов, вычитали из специальной литературы и, наконец, с вашими личными наблюдениями и только после этого принимайте решение.

Если вопрос сложный, то решающее слово оставьте за опытными специалистами клуба служебного собаководства. Только при соблюдении этих правил вы сможете избежать при выращивании и воспитании щенка серьезных упущений и ошибок.Обязательно заведите и регулярно заполняйте журнал наблюдений за ростом и развитием вашего питомца.

Вести его можно в произвольной форме, но желательно, чтобы в нем учитывались в динамике следующие данные: масса тела (вес); рост в холке; даты появления и смены молочных зубов на постоянные; дата поднятия ушей (у немецких овчарок, колли, ризеншнауцеров и др.); наблюдения за возрастными изменениями в поведении щенка;

результаты воспитания и начальной дрессировки; оценки и рекомендации специалистов, осматривавших его, отметки об их выполнении; даты проведения ветеринарных осмотров, профилактических обработок (против гельминтов и др.) и прививок (против бешенства, чумы и др.). Эти записи позволят вам с любое время восстановить в памяти все, что связано с ростом и воспитанием щенка, сравнивать показатели при выращивании других щенков, приучат вас к наблюдательности и своевременности проведения мероприятий, обеспечивающих здоровье щенка, хорошее его развитие.

Постарайтесь с первого дня появления у вас малыша установить с ним и поддерживать взаимопонимание и правильные взаимоотношения, которые принято называть хорошим контактом. Это позволит выработать у него привязанность к вам, послушание, преданность, а впоследствии и любовь. Все это вполне достижимо, если вы будете спокойно относиться к вашему воспитаннику, регулярно его чистить, своевременно кормить, прогуливать, проводить с ним игры, занятия по начальной дрессировке.

Не требуйте от щенка выполнения непосильных для него задач, но в то же время не оставляйте без внимания проявления им явной недисциплинированности и дурные поступки. Спокойно, но твердо давайте понять ему о совершенном им поступке, о вашем неудовольствии его поведением. Это достигается повышенным тоном команды, воздействием поводком, но делайте это только в тот период, когда щенок проявляет дурное поведение или немедленно после него.

При сравнительно легких поступках для их прекращения достаточно отвлечь щенка игрой, пробежкой с ним и т. п. Еще раз повторяем, что ваше воздействие должно при совершении щенком поступки или немедленно после него, чтобы щенок мог понять, что от него требуют, чем вызвано неудовольствие хозяина. Наказывать малыша спустя некоторое время, исчисляемое даже десятками секунд бесполезно: он вас не поймет.

Трех-четырехмесячные щенки по своему характеру уже отличаются друг от друга и требуют индивидуального подхода. Для одних достаточно легкого механического воздействия (надавливания рукой, воздействие поводком и др.) или повышения тона команды, чтобы они правильно прореагировали, а для других этого недостаточно.

Требуется более сильное механическое воздействие, более повелительный тон и зачастую повторение команды, чтобы добиться нужного результата. Но для любого щенка остается обязательным правило щадящего воздействия с учетом возраста, иначе вы можете нарушить установившийся контакт и даже запугать его, что крайне нежелательно.

Со щенками, как, впрочем, и со взрослыми собаками, нельзя чрезмерно формировать интенсивность занятий по их воспитанию и дрессировке. Сложность и продолжительность упражнений должны наращиваться постепенно. Так, например, первые прогулки со щенком и занятия с ним должны проводится в спокойных местах, где вовсе нет или имеется немного посторонних людей, транспортных средств, животных и других отвлекающих раздражителей.

может наступить переутомление и отказ от работы. Если вы заметили, что щенок устал, сделайте перерыв на 5–7 минут, а при сильной усталости прекратите занятия. Во время перерыва предоставьте щенку возможность побегать, поиграть.По мере того как щенок вырастает и у него на ту или иную команду уже выработан начальный условный рефлекс, требования увеличиваются.

При невыполнении команды повторите ее громе и в более повелительном тоне, если нужно, примените механическое воздействие (нажим рукой, воздействие поводком и др.), но добейтесь ее выполнения, пусть даже и не очень четкого. Если этого не делать, то щенок, а впоследствии и взрослая собака усвоит, что для нее ваши команды необязательны, их можно и не выполнять.

Так по вине хозяев вырастают недисциплинированные плохо управляемые собаки. Некоторые из них на механические воздействия отвечают агрессивным поведением и могут укусить даже хозяина. Такие собаки становятся в семье и для посторонних небезопасными. Поэтому от взрослых щенков спокойно, но настойчиво добивайтесь выполнения ваших команд, достаточного подчинения.

Учим команде «Апорт, малыш»

В первую очередь, во время дрессировки, щенка обучают тем командам, которые он должен будет выполнять чаще всего:

  • «Место!». Как мы уже говорили, у щенка должно быть свое место для сна и отдыха. Когда пришло время сна или вы, например, убираете в доме, отнесите щенка на его подстилку и скомандуйте «Место!». Если ему не будет сидеться на месте, возвращайте его туда снова и снова с этой командой. Когда малыш останется на месте, поощрите его лаской и лакомством. Конечно, малыш может спать и отдыхать в других допустимых для него местах, но команду место должен выполнять.
  • «Ко мне!». Эту команду подают бодрым ласковым тоном вместе с кличкой и показывая лакомство. После того как щенок подошел к вам, нужно его приласкать и отдать угощение. Со временем команду можно будет отрабатывать без лакомства, по жесту (хлопок ладони по бедру). Если обучение на улице продвигается не очень хорошо, воспользуйтесь для начала поводком, и не спускайте малыша с него, пока не уверитесь, что он выполняет ее с первого раза. Когда питомец привыкнет слушаться без поводка, подзывая его к себе, не пристегивайте сразу шлею. Погладьте его, поиграйте с ним.
  • «Фу!». Эта команда используется для предотвращения нежелательных действий (жевать вещи, лаять на прохожих и т.п.), является одной из самых важных. Постарайтесь вложить максимум недовольства в это слово. Посмотрите сердито и твердо щенку в глаза, если он упорствует, шлепните его по крупу, на улице, при необходимости, воспользуйтесь поводком. Сначала малыш часто будет слышать от вас эту команду, но со временем начнет понимать, что можно, а что нельзя.
  • «Сидеть!». Обычно применяется в путешествиях или при ожидании вас для удержания питомца на одном и том же месте. Чтобы обучить этой команде щенка, возьмите кусочек лакомства, дайте ему его обнюхать, скажите твердо и уверенно «Сидеть!», и ждите. Малыш будет прыгать и крутиться вокруг вас, выпрашивать вкусность, но рано или поздно сядет. Тогда вы и отдадите ему лакомство. Команду не следует повторять — вы ее уже произнесли. Когда питомец усвоит эту команду, начинайте постепенно увеличивать время сидения. Можно проводить обучение с поводком — после приказа потянуть его одной рукой вверх, а другой надавить на круп и усадить щенка.
  • «Рядом!». Нужна для того, чтобы питомец шел рядом с хозяином. Особенно это важно при переходе дороги. Тут поводок придется использовать в обязательном порядке. Перед началом урока питомца надо выгулять, а уже по дороге домой начинать отрабатывать команду «Рядом!». Если малыш трусит рядом с вами, похвалите его, продолжая движение. Поводок должен быть ослаблен, чтобы у воспитанника была свобода для маневра. Если он отстает или забегает вперед, регулируйте его движение натяжением поводка. За каждый пройденный рядом отрезок пути — поощряйте лакомством. Когда питомец более-менее привыкнет ходить с вами рядом по команде, усложняйте задание — двигайтесь по кривой и меняйте скорость движения.
  • «Лежать!». В повседневной жизни применяется нечасто, но это — поза абсолютного подчинения. Когда вы разучите команду, то больше утвердите свои лидерские позиции. Возможно, именно она поможет вам при посещении ветврача или в поездке. Для щенка, пока он маленький, достаточно усадить в сидячее положение, положить перед ним лакомство и надавливая на холку и проговаривая команду, уложить его. Можно все упростить, командуя «Лежать!», когда малыш и так лежит, поощрив его и не давая вставать.
  • «Стоять!». Поможет вам при ухаживании за собакой (осмотр, гигиенические процедуры и т.п.), а также может понадобиться во время прогулок, когда щенок бежит туда, куда не следует (на дорогу, за велосипедом и т.д.). Когда собака уже сама замерла в стойке, скажите «Стоять!» и поощрите ее, или же сами поставьте питомца в нужное положение, скомандуйте и удерживайте так, а затем похвалите. На улице, во время прогулки, приучение можно делать при помощи поводка. Во время движения скомандуйте и, если собака двигается, натяните поводок, пока она не окажется рядом с вами. Если щенок сел, поставьте его на лапы и повторите команду, подержите его немного в этом положении, поощрите и снова идите дальше. Через несколько метров повторите, и так 3-5 раз.

Если щенок охотно учиться всему, можете не останавливаться и изучить другие команды «Апорт!», «Дай!», «Фас!» и другие, по вашему желанию и необходимости.

За первые три месяца малыш должен многому научиться. Самое первое и простое – он должен отзываться на свою кличку. Чтобы этого добиться, следует как можно чаще обращаться к четвероногому по имени: во время еды или чтобы дать угощение либо игрушку. Когда щенок прибегает, нужно его погладить и еще несколько раз повторить кличку. Хорошо, если подзывать щенка будут все члены семьи. Тогда он будет слушать не только своего хозяина, но и всех домашних.

Как и у каждого члена семьи, у собаки должно быть в доме свое спальное место. Важно так его обустроить, чтобы оно ему понравилось. Оно должно быть тихим и спокойным, уютным, вдалеке от сквозняков. При первом знакомстве собаки с ее «гнездышком» можно положить туда любимые щенячьи игрушки и угощения. Собака должна знать, где находится ее место и уходить туда при первом же требовании.

Загрузка ...

 Загрузка …

  • «фу»;
  • «ко мне»;
  • «рядом»;
  • «апорт».

Первое время все обучающие тренировки будут проходить в непринужденной форме, во время игр дома или на прогулке. Например, с командой «ко мне» малыш познакомится, если хозяин захочет поиграть со щенком или дать ему чего-нибудь вкусного. Если песик вдруг станет грызть мебель или кусаться, услышит команду «фу».

Это очень важная команда. Она не только сбережет домашнюю обувь и вещи от собачьих зубов, но и может решить проблемы с плохим поведением неопытного зверя. В будущем умной и послушной собаке уже не придется так часто говорить «фу»: она и так будет прекрасно знать, что делать позволено, а что нет.

Произносить команду «фу» нужно со всей строгостью. Нужного эффекта добавит угрожающий пронзительный взгляд в собачьи глаза. Щенок точно ощутит в голосе хозяина недовольство и почувствует себя виноватым.

Наказывать щенка в первые три месяца не рекомендуется. Лучше обозначить свое недовольство угрожающей интонацией. Иногда можно шлепнуть его рукой, но только по пятой точке. Предметы для этого лучше не использовать. Получив домашним тапком по заднему месту, щенок может начать мстить своему обидчику, и все тапочки окажутся в опасности. А вот на хозяйскую руку собака вряд ли обозлится: кроме всего прочего она еще кормит, ласкает и играет.

READ  Как принять роды у кошки. История как рожала из практики

Если и наказывать питомца, то делать это нужно во время «преступления», иначе щенок попросту не поймет, за что его ругают.

Слыша команду «ко мне», питомец должен со всех лап мчаться на этот зов. Команда убережет щенка от многих неприятностей, подстерегающих его на улице. Малыш не убежит на опасное расстояние, не попадет под машину, не наткнется на взрослых и агрессивных собак. Чтобы щенок побежал на призыв с удовольствием, можно заинтересовать малыша угощением либо игрушкой. Главное – подход должен вызывать у щенка положительные ассоциации.

Когда у собаки не получается выполнять команду, на помощь придет длинный поводок-рулетка. Для этого нужно еще раз сказать «ко мне» и потянуть питомца в свою сторону. Еще одна хитрость: когда щенок не реагирует на зов, можно отбежать от него подальше. Он испугается и побежит следом. В это время будет кстати несколько раз прокомментировать его действие командой «ко мне».

Команда «апорт» — отнюдь не баловство. Благодаря ей, щенок будет развиваться энергичным и физически здоровым. К тому же, выплеснув всю энергию на прогулке, дома малыш будет спокойным и послушным.

Полноценно обучают этой команде с пяти месяцев. Но знакомить с ней четвероногого малыша необходимо намного раньше. Пока что эта команда будет отрабатываться в игровой форме и соблюдаться не столь строго.

Главное условие, без которого ни одна собака не станет активной в этом процессе – неподдельная заинтересованность в игре самого хозяина. Лучше с этой задачей справляются дети.

Если собака не изъявляет желания бежать за брошеным предметом, можно «оживить» его. Если это палка, попинать ее ногами. Наверняка это заинтересует щенка. Когда он схватит ее в зубы, можно побороться с малышом, отбирая его добычу. В итоге весь процесс превратится в увлекательную игру. Останется только не забывать время от времени говорить «апорт».

Способы правильной дрессировки щенка на практике оказываются не такими уж и сложными. Главное, чтобы это приносило удовольствие и щенку, и его хозяину. Тогда есть все шансы на то, что в скором времени маленький глупыш превратится во взрослую, умную и воспитанную собаку и станет предметом гордости.

Выбор щенка

Решив завести собаку, не соблазняйтесь приобретением взрослой особи. Из щенка можно вырастить и воспитать породистое, физически развитое, понятливое, хорошо поддающееся дрессировке животное, преданное хозяину и членам семьи. У взрослой же собаки могут быть физические недостатки, пороки и дурные привычки, трудно поддающиеся исправлению, многие их которых вообще неисправимы.

Не допускайте грубой ошибки — не прибегайте к помощи советчиков, которые направят вас на рынок или к другим случайным людям — владельцам собак. Идите в соответствующий клуб собаководства, где можно приобрести породистого щенка, с хорошей родословной, хорошими наследственными природными задатками, заведомо здорового и правильно выращенного. На этого щенка со временем вы получите по установленной форме документ, удостоверяющий его породу и происхождение.

Выбор породы и пола зависит от того, для какой цели приобретается собака и кто будет ее хозяином. Если собака нужна для охраны квартиры и спорта, то наиболее подходящей породой будет немецкая овчарка, эрдельтерьер, ризеншнауцер, колли, ротвейлер, доберман, боксер и дог. Надежные сторожа дома и сада — кавказские, среднеазиатские, южнорусские овчарки, черный терьер, московская сторожевая.

Однако немецкие овчарки и ротвейлеры также вполне пригодны круглый год выполнять работу сторожей, а эрдельтерьеры и ризеншнауцеры успешно служат в этом качестве до наступления зимних холодов. Колли с богатой шерстью и подшерстком также могут круглый год содержаться во дворе, но как сторожа уступают другим породам.

Многолетние наблюдения показали, что если длинношерстных собак (немецких овчарок, колли, черных терьеров и др.) из года в год содержать в квартирах, то они несколько изнеживаются и становятся более чувствительными к холоду, а если короткошерстных собак (доберманов, боксеров и др.) постоянно содержать во дворе, постепенно приучая их к этим условиям, то у них вырастает более густой шерстный покров и они становятся более приспособленными к неблагоприятным условиям погоды, но конечно по устойчивости к холоду они никогда не могут сравниться с длинношерстными породами.

С наступлением холодов их можно содержать в утепленных будках, а в морозы переводить в теплое помещение.Кобели имеют большую массу тела, чем суки, они более сильные, возбудимые, особенно при появлении пустующих (находящихся в состоянии охоты) сук. Возбуждаясь кобели менее охотно подчиняются хозяину.

Чтобы справиться с ними в этот период, требуются большие физические усилия. Поэтому собаководу недостаточно физически развитому больше подойдет сука. Опытные специалисты клубов служебного собаководства в большинстве случаев советуют юношам брать кобелей, а девушкам — сук. Однако каждый конкретный случай требует индивидуального подхода.

Каждый собаковод стремится приобрести полноценного щенка и вырастить для себя хорошую, работоспособную и породистую собаку. Поэтому он должен знать, от чего это зависит.Качество щенка зависит от унаследованных от родителей и ближайших родственников (дедушек, бабушек и др.) особенностей и способностей, его генотипа. Генотип — наследственная конституция организма, совокупность всех его задатков, передаваемых через половые клетки (хромосомы).

По наследству от родителей и ближайших родственников щенку передаются все характерные признаки породы, к которой он принадлежит, а также свойственные им особенности конституции и экстерьера и интерьера (рост, телосложение, особенности поведения, способности к дрессировке и др.). Иначе говоря, запрограммированной основой роста и развития каждого щенка и формирования из него взрослой собаки является его генотип, сложившийся в результате оплодотворения в период вязки родителей яйцеклетки матери спермием отца (гамета).

Но многое зависит и от условий, в которых происходит рост и развитие щенка, от условий содержания, кормления и воспитания. Так, например, трусливость собаки (боязнь посторонних людей, животных, транспортных средств, выстрелов и других сильных раздражителей) может быть как наследственной, то есть переданной от родителей и ближайших родственников (слабый тип высшей нервной деятельности — ВНД), так и приобретенной вследствие неправильного выращивания щенка (содержание в изоляции от людей, животных, транспортных средств и других сильных раздражителей — ударов, запугивания и др.).

Второй пример. Дефекты конечностей, выражающиеся в различной степени их слабости, хромоте, неправильном поставе (косолапость, размет и др.), могут быть как от передающегося по наследству порока — дисплазия тазобедренных суставов, — так и от рахита, возникающего от неполноценного кормления (недостаточность в суточном рационе витаминов Д2, А, а также кальция, фосфора и др.).

Нужно четко представлять, что конституция, экстерьер, интерьер, особенности поведения и работоспособности каждой собаки получены по наследству и сформировались под воздействием внешней среды (условий содержания, кормления и воспитания). По наследству передаются не выработанные у родителей и ближайших родственников навыки, например, четко и безотказно выполнять все команды общего курса дрессировки (ОКД), успешно прорабатывать запаховые следы людей и др., а лишь врожденные способности (задатки) к выполнению собакой этой работы после соответствующего обучения (дрессировки).

Это правило в полной мере распространяется и на вашего щенка. Его фенотип (конституция, экстерьер, особенности поведения) будет формироваться в зависимости от генотипа (наследственных задатков, полученных от родителей и других ближайших родственников) под воздействием внешней среды (содержания, кормления, воспитания), в значительной степени зависящей от вас.

Вот почему необходимо, чтобы щенок по возможности происходил от высокопородных родителей, способных стойко передавать по наследству свои племенные и рабочие качества, и создавать для него хорошие условия содержания, кормления и воспитания. Тогда его высокие наследственные задатки смогут в полной мере развиваться и проявляться, а вы сможете надеяться на выращивания хорошей собаки.

Следует иметь в виду, что влияние на щенка внешней среды сказывается уже во внутриутробный период его развития и зависит от условий содержания и кормления его матери. При рождении щенка его качество зависит как от переданных ему от родителей генных задатков, так и от условий, в которых находилась его мать в период щенности.

Вот почему, выбирая щенка, следует не только тщательно осмотреть его, чтобы выяснить, насколько он соответствует своей породе, нет ли у него существенных недостатков и пороков, насколько он для своего возраста хорошо физически развит и активен, но и поинтересоваться родословными карточками родителей, выяснить оценки, полученные родителями на выставках и соревнованиях, а по возможности и установить их племенной класс, присвоенный на последней бонитировке (комплексной оценке). Желательно также выяснить условия содержания и кормления его матери в период щенности и кормления щенков.

Непосредственно при отборе щенка предпочтение отдается более крупными, хорошо упитанными, энергичным, первыми добирающимся до кормушки и хорошо поедающим корм.Для оценки упитанности щенков, достигших 30-дневного возраста, можно пользоваться нижеследующей таблицей определения соответствия массы тела щенков желательным показателям, которой руководствуются в клубах служебного собаководства (табл. 3).Таблица 3

Возрастные особенности щенков

Рост и развитие щенков, их характерные особенности в значительной степени зависят от их возраста. Для того чтобы правильно организовать выращивание и воспитание щенка, необходимо знать и учитывать эти особенности.

«Под ростом понимают процесс увеличения размеров организма, его массы, происходящей за счет накопления в нем активных, главным образом белковых, веществ». Рост собаки сопровождается увеличением массы ее тела и изменением его пропорций.«Под развитием животного понимают процесс усложнения организма, специализацию и дифференциацию его органов и тканей.

Рост и развитие щенков находятся в зависимости не только от их возраста, но и от полученных от родителей наследственных задатков, а также и от их пола, условий содержания и выращивания, количества щенков в пометах. Кобели в большинстве случаев имеют больший рост и большую массу тела. В небольших пометах (два-пять щенков) щенка, как правило, бывают более крупные, чем в пометах больших (восемь-десять щенков и более).

Издавна в практике служебного собаководства различают пять основных этапов роста и развития собак: внутриутробный (эмбриональный) продолжительностью 58–66 дней; подсосный — от рождения до 30–45-дневного возраста; щенят — от 1–1,5 до 6 месяцев; молодняка — от 6 до 8–10 месяцев; молодых собак от 8–10 месяцев до 2–2,5 лет.

Большой вклад в изучение возрастных особенностей роста и развития щенков внесли ученые Института физиологии имени И.П. Павлова Академии наук СССР (Н.М. Вавилова, В.Г. Кассиль и др.). Они выделили четыре периода в индивидуальной жизни собак от рождения до полового созревания и подробно описали изменения, которые претерпевают организм щенков, их поведение в каждый из этих периодов. Кроме того, ими внесены важные практические научно обоснованные рекомендации по воспитанию и начальной дрессировке щенков.

Первый период: с 1 по 18–21-й день жизни щенка — период преимущественно безусловно-рефлекторной адаптации.Рождаются щенки слепыми и глухими, не приспособленными к самостоятельной жизни, нуждающимися в постоянном материнском уходе. Однако с первого дня жизни они способны немного ползать, находить соски и сосать материнское молоко.

Из органов чувств у них функционируют обонятельный, вкусовой, кожно-температурный и вестибулярный. Отмечается большое ежедневное увеличение массы тела, в том числе и головного мозга. Большую часть суток щенки спят. К 15–18-му дню жизни они уже видят и слышат, способны воспринимать и дифференцировать (различать) объекты окружающей среды, вырабатывать условные рефлексы, образовывать многочисленные условно-рефлекторные связи.

с 18–21-го по 30–35 день — период первичной условно-рефлекторной адаптации. Как и в первый период, отмечается интенсивное ежедневное увеличение массы тела, в том числе и головного мозга. Щенки становятся способными вырабатывать условные рефлексы не только на пищевые раздражители (лакомство), но и на оборонительное подкрепление (нажим рукой и др.).

Третий период: с 5–6 до 8–12 недель — период экзальтированный. Это наиболее важный период по возможностям воспитания и начальной дрессировки щенков. Ежедневный прирост массы тела, в том числе и головного мозга, замедляется. Щенки живут уже без матери, весь уход за ними и заботу о воспитании берут на себя их владельцы.

В этом возрасте по своему поведению щенки очень сходны. Они ласковы, любознательны, контактны. В их поведении преобладает исследовательская активность. Если в втором периоде жизни при встрече с внешними раздражителями (людьми, животными и др.) щенки лишь настораживаются, то в третьем они подходят к ним и пытаются их исследовать. Так, например, при встрече с незнакомыми людьми они подбегают к ним, нюхают, ласкаются, прыгают, иногда беззлобно лают.

В этот период у них легко вырабатываются положительные навыки, связанные с какой-либо деятельностью. Поэтому начиная с 1,5–2-месячного возраста, после приучения щенка к кличке, следует переходить к приучению выполнять команды «Место», «Ко мне», «Гуляй». В то же время в третьем периоде жизни у щенков еще трудно вырабатывать тормозные реакции, необходимые для приучения щенков выполнять такие команды, как «Сидеть», «Лежать», «Фу» можно лишь с конца третьего и начала четвертого периода жизни щенков, когда они уже способны проявлять тормозные реакции.

В третьем периоде необходимы регулярные, постепенно увеличиваемые по времени и сложности окружающей обстановки прогулки, как для физического развития, так и для накопления жизненного опыта щенка.Четвертый период: с 3–4 до 6–7 месяцев — период формирования типологических особенностей нервной системы.

Наблюдательный собаковод заметит, что если щенки 1,5–3-месячного возраста по своему поведению похожи друг на друга, то начиная с 3–4 месяцев их поведение заметно различается. Выявляются животные, проявляющие на посторонних людей и другие комплексные раздражители пассивно-оборонительную реакцию. При встрече с незнакомыми людьми они к ним не подбегают, не затевают игры, а лишь наблюдают за ними со стороны, а при первом проявлении посторонними даже не резко выраженных угрожающих действий часть щенков убегает.

Таким образом, с 3–4-месячного возраста заметно снижается интенсивность исследовательской деятельности и проявляется пассивно-оборонительное поведение.Заметно меняется и характер проявления пассивно-оборонительной реакции. У молодых щенков она возникает лишь на простые раздражители, например на внезапный свет, звук и др.

, воспринимающиеся соответствующими анализаторами (органами чувств). При правильном воспитании (отвлечении щенка игрой, лакомством, его успокоение) указанная реакция быстро проходит и заменяется ориентировочным рефлексом (ОР). У щенков же, достигших 3–4 месяцев и старше, пассивно-оборонительная реакция проявляется не только на простые, изолированные раздражители, но и на более сложные, комплексные, такие, например, как новые предметы, люди, животные.

В этом возрасте щенки уже способны проявлять аналитическо-синтетическую деятельность. Следует, однако, учитывать, что угасание пассивно-оборонительной реакции на комплексные раздражители происходит более медленно, чем на простые раздражители, и требует от владельца щенка бережного, ласкового обращения и неоднократного повторения обстановки, в которой она проявляется.

Изменение поведения щенков с 3–4-месячного возраста, а именно проявление пассивно — оборонительной реакции, требует от владельцев повышенного внимания, спокойного обращения, своевременного принятия мер по успокоению животных.Следует иметь в виду, что срок появления у щенков пассивно-оборонительной реакции указан нами лишь для подавляющего большинства щенков, но он может наступить и раньше (с 2–2,5-месячного возраста) и позже (после 4-месячного возраста), что зависит от индивидуальных особенностей щенков и их породы.

Содержание щенков и уход за ними после отъема от матерейГде лучше выращивать щенка, во дворе или в квартире? Ответ однозначный — во дворе. Щенок, как и каждый растущий организм, нуждается в свежем воздухе, солнце, свободном пространстве, дающем возможность бегать, играть. Все это щенок будет иметь при размещении во дворе.

Щенки, выращиваемые во дворе, вырастают по сравнению с выращиваемыми в квартирах физически более развитыми, закаленными и выносливыми. Их организм хорошо приспосабливается к изменениям температуры и влажности воздуха, выпадающим осадкам и другим неблагоприятным воздействиям. Лишь в районах с суровым климатом щенков, особенно гладкошерстных пород, даже при наличии гороженных дворов после отъема от матерей, до того, как они вырастут и окрепнут, следует содержать в домах или других утепленных помещениях.

В некоторых странах с умеренным климатом по правилам кинологических организаций содержание собак служебных пород разрешается только во дворах. Остается лишь напомнить, что в любом случае хозяин должен как можно больше общаться с животным, регулярно чистить, кормить, гулять и заниматься его воспитанием и дрессировкой, иначе из щенка вырастет трусливая, ненужная собака.

Вместе с тем многолетняя практика собаководства показала возможность успешного выращивания щенка и содержания взрослых собак в квартирах. Конечно, это создает для людей некоторые неудобства и неприятности (засорение квартир выпадающей шерстью, возможное повреждение стен и мебели, необходимость регулярного выгула для выполнения собаками естественных надобностей).

READ  Влажный корм для кастрированных котов, стерилизованных кошек премиум класса

Но со всем этим сравнительно легко справиться. К тому же все неприятности и затраты с лихвой окупаются огромным удовольствием от возможности постоянно иметь возле себя преданного четвероногого друга.Все то, чего лишен щенок в квартире (свободное пространство, постоянный свежий воздух, солнце) в значительной степени может быть компенсировано во время регулярных, не менее трех-четырех раз в день прогулок.

Квартирное содержание щенка имеет и свои преимущества. Хозяин имеет большую возможность для повседневного наблюдения за ростом и развитием своего четвероногого питомца, его поведением, а щенок, постоянно общаясь с людьми, вырастает, как правил, активным, решительным, смелым, не боящимся посторонних людей. Конечно, если он правильно воспитывается: ему не наносят ударов, не запугивают, не обращаются как с игрушкой и др.

Кормление щенков после отъема от матерей

Приведем общие сведения о кормлении собак.Для поддержания нормальной жизнедеятельности собаки необходим сбалансированный суточный рацион с достаточным количеством белков, жиров, углеводом, минеральных веществ, витаминов и воды.Суточная потребность в корме и воде зависит от породы, пола, возраста, времени года и рабочей нагрузки, с учетом которых для каждой собаки должен составляться индивидуальный суточный рацион.

Основными продуктами для кормления собак являются мясо, крупы (овсяные хлопья или дробленная овсянка, гречневая (продел), пшенная), овощи (капуста, салат, свекла, морковь), минеральные и, витаминные добавки. Из них варят полужидкий суп, который скармливают после охлаждения до комнатной температуры. Кроме того, используют субпродукты (желудки, головы, печень и др.), морскую рыбу, хлеб, галеты, молоко и молочные продукты, пищевые столовые остатки и фрукты.

Суждение о целесообразности использования картофеля для кормления собак за последние годы изменилось. Известно, что он трудно переваривается в организме плотоядных. К тому же появились публикации специалистов, что он снижает всасывание в организм собак витаминов группы В. Поэтому его можно употреблять при отсутствии овощей не более 200 г в сутки на взрослую собаку. Перед скармливанием картофель нужно хорошо размять.

Мясо для собак наиболее ценный продукт. Скармливают его как в варенном (после варки бульона для супа), так и в сыром виде. Сырое мясо должно составлять в суточном рационе собаки примерно одну третью часть его общей суточной нормы. Дают сырое мясо по возможности ежедневно, в крайнем случае не менее трех-четырех раз в неделю.

Мясные субпродукты (желудки, головы, печень и др.) используют взамен мяса, желательно не чаще двух-трех раз в неделю и только в варенном виде в количестве, превышающем норму мяса в полтора-два и более раз с учетом их питательности. Один-два раза в неделю мясо может заменить морская рыба в равном соотношении с мясом (по массе).

Морскую рыбу скармливают как в вареном, так и в сыром виде. Речная рыба нередко заражена личинками гельминтов (паразитических червей), опасных для животных и человека, поэтому скармливать ее собакам в сыром виде категорически запрещается.Хлебом и галетами можно частично заменять крупы в равном соотношении по массе. Хлеб дается ржаной и пшеничный, желательно из муки с отрубями, но только не горячий. Галеты размачиваются в супе или в воде.

Пищевые столовые остатки от первых и вторых блюд можно скармливать вместо супа в равном соотношении по массе. Пищевые остатки должны быть свежими, без костей, перца и других острых приправ. Пищевые остатки из общественных столовых перед скармливанием доводятся до кипения и охлаждаются до комнатной температуры.

В качестве минеральной добавки используются фосфорнокислый кальций или глицерофосфат, которые обычно скармливаются собакам с руки в виде таблеток. Костную муку можно добавлять в суп. Поваренную соль добавляют в суп по обычным кулинарным нормам.Витаминной добавкой, служат мелко нарезанные сырые овощи (капуста, морковь, салат, свекла, ошпаренная кипятком крапива).

Все это добавляют в охлажденный суп. В рацион собаки входят поливитамины, яблоки, смородина и другие фрукты.Собакам, особенно молодым и старым, можно скармливать молоко, кефир, простоквашу, творог и другие молочные продукты, пропорционально сокращая в суточном рационе другие продукты. Однако молоко и молочные продукты для взрослых собак не обязательны.

Питьевая вода должна быть у собак постоянно в теплое время года. За последние годы в широкую практику вошло использование концентрированных кормов фабричного изготовления специально для собак в виде порошка, гранул и баночных консервов. Такие корма удобны для применения и имеют все необходимые для организма собак питательные вещества, витамины и минеральные добавки.

Исходя из потребности в корме и местных возможностей приобретения продуктов, для каждой собаки составляется индивидуальный суточный рацион с учетом ее породы, пола, возраста, массы тела, времени года и рабочей нагрузки. Каждый собаковод должен уметь составлять такой полноценный суточный рацион.

Во многих клубах служебного собаководства имеются разработанные с учетом указанных условий примерные суточные рационы для собак, поэтому малоопытным собаководам рекомендуем по этому вопросу обратиться к специалистам своего клуба. В качестве ориентировки приводим примерный суточный рацион для собаки с массой тела 25–30 кг при средней рабочей нагрузке: мясо — 400 г; крупа — 400 г; овощи — 300 г; хлеб — 200 г; жир животный — 20 г; соль поваренная — 15 г.

Щенков после их отъема от матерей кормят в основном теми же продуктами, что и взрослых собак. При этом учитывается, что нормальный рост и хорошее развитие щенков зависят прежде всего от полноценности их суточного рациона. Необходимо также иметь в виду, что корм для щенков нужен не только для поддержания нормальной жизнедеятельности, но и для роста и развития организма, чем объясняется повышенная потребность в белках, минеральных веществах и витаминах.

Мясо нужно скармливать щенкам ежедневно в варенном (2/3 суточной нормы) или сыром (1/3 суточной нормы) виде. Используют говядину или конину; свиное и баранье мясо для собак нежелательно. Оно хуже усваивается их организмом и может вызвать расстройство пищеварения. Скармливают мясо как варенное, так и сырое вначале небольшими кусочками, постепенно увеличивая их размеры.

С 4–5-месячного возраста мясо можно частично заменять субпродуктами, но это нежелательно. С 2-месячного возраста мясо может частично заменяться вареной морской рыбой. Делать это следует не более двух раз в неделю и только за счет порции варенного, а не сырого мяса. Сырое мясо щенкам необходимо скармливать ежедневно.

Полученный после варки рыбы бульон используют на приготовление рыбного супа, а вареная рыба вместе с костями пропускается через мясорубку, чтобы в корм щенкам не попали целые рыбные кости.Молоко и молочные продукты (творог, простокваша, кефир) скармливает щенкам ежедневно. Часть суточной нормы молока можно использовать для приготовления молочных каш.Таблица 4

Как научить любимца бежать рядом

В первые месяцы взросления малыша не стоит требовать от него строгого исполнения команды «рядом». Вряд ли у щенка получится идти нога об ногу с хозяином. Он будет периодически убегать в своем направлении, натягивая поводок. А вот с 3-хмесячного возраста малыша нужно приучать исполнять эту просьбу.

Возможно, в начале дрессировки понадобится строгий ошейник со звеньями в форме шипов. Для начала важно отучить собаку натягивать поводок. По команде «рядом» щенок должен бежать строго подле левой ноги хозяина, не отставать и не забегать вперед.

Чтобы щенок быстро этому научился, нужно:

  • чаще останавливаться и начинать движение;
  • поворачивать и делать развороты;
  • ускорять и замедлять темп.

Давать команду нужно при каждом изменении движения. Если щенок идет как надо, нужно не забывать его хвалить, а если не выполняет команду или находится в замешательстве, направлять с помощью поводка. Сложнее всего будет делать разворот. Главное: движения должны быть нерезкими, чтобы у малыша было время перестроиться.

Как же все это осуществляется?

В организм животных из внешней среды обитания, а также из всех органов постоянно поступают раздражения, сигнализирующие о происходящих в них изменениях. Источниками их (раздражителями) являются световые, звуковые, тепловые, механические, запаховые и другие сигналы. Каждый раздражитель воспринимается соответствующими высокочувствительными нервными окончаниями, получившими название — рецепторы.

Возбуждение, возникшее в рецепторах, проводится по нервам в соответствующий, строго определенный участок коры больших полушарий головного мозга, где производится более тонкое дифференцирование раздражителей. Например, определяются особенности звука, запаха и др.

Органы, занимающиеся восприятием и дифференцированием раздражителей, называются анализаторами. Они состоят из соответствующих, например, звуковых, зрительных и др., рецепторов, проводящих раздражение нервов и соответствующего участка (зоны) коры полушарий головного мозга.

В результате дифференцирования раздражителей ответная реакция возникает лишь на те из них, которые представляют жизненно важное значение. Организм способен выделить из всего разнообразия раздражителей и соответствующим образом прореагировать на те раздражители, которые имеют значение для его жизни, и затормаживать несущественные раздражители. Так осуществляется постоянное приспособление организма к нормальной жизни в условиях изменяющейся среды обитания.

Те рецепторы, от раздражения которых в коре больших полушарий головного мозга возникают ощущения, например запаха, звука и др., называются органами чувств.

В результате многочисленных сложных опытов установлено, что собака способна увидеть движущихся животных и людей на расстоянии 500–700 м, уловить слабый шорох на удалении 24 м, безошибочно определить направление источника звука. Собака способна воспринимать звук с числом колебаний до 40 тысяч в секунду, тогда как для человека верхним пределом слуха является звук с числом колебаний 18–20 тысяч в секунду.

Собака также хорошо различает интонацию человеческого голоса. Это позволяет дрессировщику тонко управлять поведением собаки, подавая одну и ту же команду, не только отличающуюся по силе, но и по интонации. Так, например, обычно команды подаются средним по силе звука голосом, в приказном тоне. Если же они не выполняются, то те же команды повторяются более громко и в более выраженной приказной интонации. Как правило, собаки это тонко улавливают и выполняют повторные команды.

Но особенно развито у собак обоняние. Оно превосходит обоняние человека в 11500 раз. Свои отношения с окружающей внешней средой, в том числе самые сложные, собака устанавливает преимущественно при помощи обоняния. Весь окружающий мир для нее главным образом мир запахов.

Возможности обоняния собаки настолько велики, что они поражают воображение человека. Это подтверждается опытом, проведенным Роменсом. Он, а за ним еще 11 человек прошли гуськом, строго след в след. Примерно через 200 м Роменс в составе группы из 6 человек свернул в сторону, а остальные люди прошли вперед.

Обе группы прошли некоторое расстояние, после чего замаскировались. Пущенная по запаховым следам собака Роменса вначале проскочила место, где Роменс и другие люди повернули в сторону, но затем вернулась, разобралась в запаховых следах и, повернув в сторону, нашла спрятавшегося хозяина. Таким образом, собака Роменса, пройдя значительное расстояние по запаховым следам, проложенным след в след, смогла отдифференцировать запах своего хозяина от запахов других 11 людей. Ясно, что она ориентировалась на индивидуальный запах Роменса, а не на комплексный запах всех прошедших людей.

Индивидуальный запах каждого человека складывается из запаха его пота, кожного сала и слущивающегося с кожи ороговевшего ее слоя (эпидермиса). Когда человек идет, он оставляет после себя на почве, растительности, полу и т. п. запаховый след, состоящий из мельчайших частичек пахучих веществ. Наибольшее их количество остается от обуви.

Огромную роль играет обоняние в общении собак между собой, а также с другими животными. Обратите внимание, как ведет себя собака на прогулке. Она постоянно принюхивается и как бы читает запахи. При помощи обоняния она определяет принадлежность следа (вид животного), его давность, пол прошедших до нее собак, их состояние, в том числе наличие у сук течки.

Этому способствует инстинкт оставлять по маршруту следа концентрированные источники своего запаха. Так, например, кобели оставляют на столбах, стволах деревьев, углах строений и других возвышающихся над землей местах небольшие порции мочи. Запаховые метки оставляют на своем пути также суки в период течки.

Большие возможности, заложенные в обонянии собак, широко используются при дрессировке и применении служебных собак. Так, например, собака способна улавливать индивидуальный запах человека, прошедшего 7–8 и более часов тому назад, отдифференцировать его от множества других запахов, в том числе и от запахов других людей, и прорабатывать запаховый след на протяжении 10–15 и более километров.

Прекрасно развиты у собак органы осязания. Собака хорошо воспринимает воздействие тепла и холода, четко реагирует на малейшее к ней прикосновение и др. Дрессировщик, воздействуя на собаку поводком (натяжение, рывки), надавливая ладонью на определенные участки тела, поглаживая ее и др., добивается от собаки выполнения команд.

Важную роль выполняют рецепторы, расположенные во внутренних органах (интеррецепторы). Они посылают в центральную нервную систему сигналы о недостатке в организме питательных веществ и воды, вследствие чего собака ощущает голод и жажду, о переполнении мочевого пузыря и прямой кишки, благодаря чему животное ищет корм и воду, своевременно освобождается от мочи и кала.

Интеррецепторы немедленно сигнализируют в центральную нервную систему о заболевании того или иного органа, вследствие чего собака своевременно снижает интенсивность работы или полностью отказывается от нее. Это предохраняет собаку от непосильной нагрузки, способствует ее выздоровлению.Как уже говорилось, на организм животного постоянно воздействуют из внешней и внутренней среды различные раздражители, которые воспринимаются расположенными в коже, мышцах и всех внутренних органах рецепторами (конечными разветвлениями нервов), передаются по нервам в соответствующие участки коры больших полушарий головного мозга, где они анализируются.

Несущественные для организма затормаживаются, а на существенные из центральной нервной системы посылаются по нервам в соответствующие органы ответные импульсы возбуждения для необходимого реагирования (действия). Например, вы надавливаете на лапу собаки. Она немедленно ее отдернет. В данном случае раздражение от надавливания на лапу было воспринято расположенными на ней рецепторами, передано по нервам в центральную нервную систему (ЦНС), в ответ на которое по нервам была послана команда (ответный импульс возбуждения), и собака отдернула лапу.

Такую ответную реакцию, осуществляемую при участии ЦНС, называют рефлексом, а путь, по которому проходит импульс раздражения от органа (рецептора) до ЦНС и обратно, называется рефлекторной дугой. Таким образом, рефлекторная дуга состоит из рецептора, воспринявшего первичной раздражение, центростремительного (афферентного) нерва (нейрона), участка ЦНС, центробежного (эфферентного) нерва (нейрона) и органа, воспринявшего и выполнившего команду из ЦНС. Имеется также нейрон, по которому из органа в ЦНС передается информация о выполнении команды.

READ  Как переводить щенка на другой корм

Такие рефлексы, как одергивание лапы при нажиме или уколе или сужении зрачка от воздействия света и т. п., врожденные, передающиеся по наследству и не требующие предварительного обучения. Это примеры безусловных простых рефлексов. Но бывают сложные безусловные рефлексы, состоящие из многих простых, так называемые инстинкты.

Особенность их заключается в том, что после того, как под воздействием раздражителя проявится какой-либо простой безусловный рефлекс, вслед за ним автоматически начинает проявляться ряд других, в результате чего животное выполняет последовательные множественные действия, хотя этому его никто не учил.

Так, например, после рождения щенков сука проявляет целый комплекс поведенческих действий по уходу и сбережению своего потомства, так называемый родительский инстинкт.Безусловные врожденные рефлексы, в том числе и сложные (инстинкты), обеспечивают рациональные, отвечающие интересам щенка поведение лишь только в первые 3 недели его жизни, а затем их становится недостаточно.

Для того чтобы нормально жить в постоянно усложняющихся условиях внешней среды, щенок должен приобрести множество других, нередко очень сложных для него навыков, что достигается систематическим его воспитанием.В основе вырабатываемых в процессе воспитания и обучения навыков лежат так называемые условные рефлексы, то есть рефлексы, возникающие и совершенствующиеся в определенных условиях.

Именно с их помощью человек способен успешно воспитывать щенка, а после того как он превратится во взрослую собаку — дрессировать ее и использовать на различной службе.Условные рефлексы по своему проявлению временные, они возникают в результате соответствующих упражнений (дрессировки), поддерживаются систематической тренировкой и исчезают после прекращения тренировки, когда необходимость в них отпадает.

Поэтому для поддержания условных рефлексов необходима систематическая соответствующая тренировка.Условные рефлексы образуются на основе безусловных (врожденных) рефлексов или на базе ранее выработанных условных рефлексов. Чтобы это было более понятно, приведем пример выработки у собаки условного рефлекса на команду «Стоять».

Подойдем к лежащей собаке, подадим команду «Стоять», являющуюся условным раздражителем, и вслед за ней, подводя руку под живот и нажимая на него снизу вверх, поднимем собаку; применим механическое воздействие — безусловный раздражитель. Команда «Стоять» будет воспринята рецепторами уха, и возникающий импульс возбуждения передастся по нервам (нейронам) в слуховой центр, расположенный в коре больших полушарий головного мозга, где возникнет первый очаг возбуждения.

Дрессировка лабрадоров

Дрессировка тонкой нитью переплетается с воспитанием. Начинать это необходимо с первых же дней, как он появился в вашем доме.

Мнения часто расходятся. Одни говорят, что не раньше чем в полгода, другие предлагают начинать с годовалого возраста. Как известно, 1 год собаки приравнивается к 7 годам человека.

Представьте, что ребенка абсолютно ни в чем не ограничивают, ему все разрешают и ничему не учат, пока тому не исполнится 3,5 или даже 7 лет. Легко ли потом будет наверстать упущенное? Поэтому повторимся: занимайтесь щенком с первых дней его появления в вашем доме.

Если вы не установите свои правила, собака сама попытается их установить, а это чревато большими конфликтами с хозяевами.

Лабрадор – это собака-компаньон, он прекрасно подходит для семей с детьми. Чтобы у вас вырос прекрасный друг, необходимо иметь элементарные знания о том, как дрессировать лабрадора. Щенка можно обучить всем необходимым командам в домашних условиях.

Собаки этой породы полностью доверяют человеку, они не ждут от дрессировщика каких-либо гадостей, поэтому заниматься могут долго и с большим удовольствием. Они очень любят общение с человеком, поэтому с радостью примут в качестве похвалы поглаживание или ласковое слово вместо угощения.

Лабрадор – очень миролюбивая собака, он будет меньше отвлекаться во время тренировок на других животных, в отличие от бойцовых пород. Эти собаки обладают темпераментом – их нельзя назвать вялыми, но они и не импульсивные, в меру подвижные, со здоровой двигательной активностью – как раз то, что необходимо для успешных дрессировок.

Начинать дрессировать можно собаку любого возраста, но, конечно же, щенки будут легче поддаваться дрессуре, чем взрослая особь. В каком бы возрасте вы не принесли щенка в дом, начинать воспитывать его нужно с самого начала его проживания с вами.

Сперва дайте немного времени малышу освоиться в незнакомой обстановке, а затем приучайте к его кличке и правилам общежития. До трех месяцев вы можете вести самостоятельную дрессировку щенка, научив его командам

, «Дай!» и начинать учить команду «Апорт!» (по желанию).

Если он усвоил эти команды, то с трехмесячного возраста можно постепенно добавлять новые. Полноценную дрессировку обычно начинают с четырех месяцев.

Конечно, одни щенки быстрее обучаются, другие — более медленно, но все это индивидуально. Невоспитанные и не обученные собаки крупных пород могут быть просто опасными, в том числе и для вас.

Собаки — социальные существа и общение, обучение идет только на пользу и им, и вам.

Правильное воспитание и дрессировка щенка помогут вырастить умного члена семьи, который:

  • будет правильно ходить в туалет;
  • не будет воровать еду со стола и портить ваши вещи;
  • шуметь, лаять и выть, когда не надо;
  • знать свое место, не лезть к вам в кровать;
  • быть безопасным для окружающих, в том числе и для детей;
  • будет отличным спутником в путешествиях;
  • при нем можно будет принимать гостей и других посторонних людей;
  • верно служить вам и быть преданным другом.

Знаете ли вы?Самой обучаемой считается порода бордер-колли. Эта собака великолепно умеет концентрировать внимание, что очень облегчает процесс тренировки, но ей требуется постоянная активность, что может стать проблемой. Поэтому многие новички останавливают свое внимание на пуделе — второй по обучаемости собаке в мире. К тому же, ее можно держать в квартире и ее шерсть гипоаллергенна. Далее по списку идут: немецкая овчарка, золотистый ретривер, шелти, лабрадор- ретривер, папильон, доберман, ротвейлер и австралийская овчарка.

Благодаря должному воспитанию щенка, между вами образуется крепкая связь, которая пойдет на пользу вам и вашему четвероногому другу.

Время и терпение, которое вы уделите дрессировке своего питомца, сохранит много вашего времени и нервов в будущем.

Основные правила дрессировки щенка, во многом пересекаются с основными правилами его воспитания.

Вот их перечень:

  • Запретить и не разрешать делать то, чего нельзя. Как бы вам не было жалко этот комочек шерсти, лучше будет, если вы сразу его приучите спать и есть отдельно, причем последнее только после вас. Нельзя рычать на вас и во время еды, лаять по любому случаю, кусать вас за руки и за одежду и т.д.
  • Не отменять свои приказы. Если отдали команду, не останавливайтесь, требуйте ее выполнения, сколько бы ни пришлось ждать и добиваться этого объяснениями и поощрениями. В противном случае ваши приказы останутся для щенка пустыми словами.
  • Не подзывать собаку по имени, когда наказываете, нельзя обманывать. Если вы будете подзывать собаку для наказания, упоминая при этом ее кличку, то в будущем животное просто откажется подходить. Также нельзя завлекать щенка на неприятную процедуру обманом, с помощью приятных для него команд.
  • Если собака выполняет команду неправильно, то виноваты в этом вы. Когда собака при команде «лежать» выполняет команду «сидеть», значит, вы неправильно ее к этому приучали. Пересмотрите свои приемы дрессировки, посоветуйтесь с опытным кинологом, но не сердитесь на пса.
  • Заботиться о собаке и ее здоровье. Собаки любого возраста не могут сказать, что у них болит. Поэтому внимательно следите за их поведением и самочувствием. Если животное все время скулит, сворачивается клубком, появилась агрессия и нервозность — его нужно показать ветеринару.
  • Не требуйте от собаки невозможного. Не ожидайте, что щенок сразу поймет, что от него требуется, запаситесь терпением. Постарайтесь объяснить малышу все максимально доступно и не ругайтесь, если он вас не понял. Пробуйте еще раз и еще.
  • Лучше недооценить, чем переоценить. Не следует ожидать от способностей щенка многого. Даже если питомец радует вас примерным поведением, будьте готовы к тому, что это будет не всегда. Он может броситься перебежать через дорогу или просто захочет прикусить руку, поэтому будьте всегда начеку.
  • Уважение собаки. Потерять любовь и уважение щенка — это испортить все. Крики, ругань и агрессивное необоснованное поведение с вашей стороны, приведут вас к потере статуса лидера. Некоторые породы собак могут затаить злобу за такое поведение и впоследствии отомстить.

Важно!Новичкам не следует начинать свое знакомство с собаками, с покупки щенка следующих пород: кавказская и среднеазиатские овчарки, ротвейлер, московская сторожевая, китайский шарпей, такса, доберман, далматинец, сибирский хаски. Некоторые из них не просты по характеру, агрессивны, другие сложны в уходе.

С первых дней в новом доме уже можно начинать дрессировку щенков, а в какой последовательности изучать команды мы сейчас выясним. Первым делом собаку приучают к кличке, к месту и к команде «Ко мне!», когда зовут на кухню есть или желая поиграть с ней.

Постепенно этот список расширяется и в нем появляются: «Фу!», «Сидеть!», «Рядом!», «Лежать!», «Стоять!» и т.д.

Обязательно нужно продолжить тренировку на улице, так как щенок будет выполнять команды в домашней обстановке, а в другом окружении может перестать это делать.

Для первых занятий лучше выбирать место, где вашего питомца ничто не будет отвлекать, а со временем выводить в места, где будут присутствовать раздражители: люди, машины, другие собаки и прочее.

Легко поддаются обучению и дрессуре такие породы собак, как

пти брабансон

,

голландская овчарка

,

малинуа

,

шипперке

,

аппенцеллер зенненхунд

,

спаниель

,

жесткошерстная такса

,

лаготто-романьоло

,

кеесхонд

,

аусси

,

бостон терьер

,

мастиф

,

американский булли

.

Достаточно дрессировать щенка 2-3 раза в неделю.

Первые тренировки можно проводить по 30-40 минут, а со временем увеличить их продолжительность до часа или даже чуть дольше.

Не стоит сильно затягивать тренировку или перегружать питомца новыми упражнениями.

Перед тем как приступить к занятиям, нужно учесть следующие азы дрессировки щенка:

  • хорошовыгулять, чтобы они не отвлекались во время занятий;
  • делать паузы между командами не менее 5 секунд, чтобы питомец поспевал за вами;
  • команда подается только раз, и послушание требуется сразу же;
  • не нужно отрабатывать команды в одном и том же порядке, иногда его необходимо менять;
  • если видите у питомца признаки усталости, завершайте тренировку, не перенапрягайте его;
  • если вы были слишком строги или перенапрягли животное, то питомец может быть вялым, не жизнерадостным (постарайтесь с ним быстро отработать легкую, хорошо выполняемую команду и бурно похвалите за послушание, дайте лакомство);
  • чтобы собака во время дрессировки не пыталась куда-либо убежать (например, за котом), используйте для начальных занятий поводок, вырабатывайте выдержку;
  • всегда добивайтесь полного выполнения команд в любой обстановке. Сначала в более спокойной, затем при наличии разных раздражителей;
  • дрессировкой может заниматься любой член семьи, но во время занятий с ней должен быть только один человек.

Желательно дрессировать щенка в игровой форме, всячески поощряя похвалой за правильное выполнение команд и заранее подготовив для него вкусности.

В качестве лакомства для дрессировки щенков лучше всего использовать ту пищу, которую они особенно любят.

Присмотритесь к своему питомцу. Одни щенки в восторге от ливерной колбасы, другие с нетерпением ждут, когда их угостят сыром, третьи будут работать и за печенье.
Если для него всякая вкуснятина хороша, то удобно использовать сосиску, порезанную на небольшие кусочки.

Учитывайте, что размеры лакомства должны быть небольшими, чтобы щенок во время тренировок не наелся, но и смог удержать корм в пасти.

В зоомагазинах можно купить готовое поощрение в пачках для дрессировки собак и щенков.

Если одно лакомство надоело, его можно сменить на другое.

Щенок охотнее будет выполнять команды за лакомство, если он не сыт. Наедаться он должен не на занятиях, а после тренировки, не в качестве поощрения.

Знаете ли вы?Собаку можно обучить ста разным словам, а особо умные особи могут освоить запас слов трехлетнего ребенка. К примеру, бодер-колли Рико, смог освоить более двухсот слов.

Как дрессировать хаски

Сибирский хаски – очень умная порода. Это уверенные в себе, уравновешенные собаки со стальными нервами. Хаски совершенно непригодны к охране, они всегда выступали в качестве ездовых собак в далекой Сибири.

Если вы активный человек, который любит путешествовать и много времени проводит на открытом воздухе – эта порода для вас. Хаски прекрасно поддаются дрессировке, но они по натуре лидеры и могут проявлять свой характер.

Даже если вы захотите, чтобы вашу собаку дрессировал специалист, помните, что вам тоже придется с ней заниматься. За счет хорошей выдержки хаски можно дрессировать при любых погодных условиях, выделите время на длительные прогулки на свежем воздухе, утренние пробежки.

Из личного опыта: не стоит начинать дрессировку, если у вас плохое настроение, собаки — отличные психологи, и ваша подавленность может перейти на них. Как щенки, так и взрослые особи во всем копируют хозяина, любящая собака будет стараться быть с вами всегда и везде.

Собаки еще те манипуляторы – они способны к каждому найти индивидуальный подход ради удовлетворения собственных прихотей. А вообще, не бывает двух одинаковых щенков, взрослых собак, у каждой из них свой характер, разнообразные привычки. Что-то заложено природой, а что-то приобретается в течение жизни.

От того, как дрессировать щенка вы будете, в некоторой степени зависит его характер в будущем. Только от вас зависит, вырастет ваш питомец веселым и преданным другом или нервным нелюдимым созданием.

Дрессировка собаки в домашних условиях преследует три важные цели:

  1. Питомец должен признавать в хозяине лидера, а значит, он будет знать и свой собственный статус.
  2. Человек хорошо узнает питомца, и в самых критических ситуациях знает, чего от него ожидать и как себя вести.
  3. Дрессированная собака – это социально адаптированный питомец, который может прекрасно ладить не только с людьми, но и с другими животными.

Перед дрессировкой владелец должен четко для себя сформулировать, что он хочет получить в результате проведенного занятия. Использовать в качестве мотивационного предмета можно сдерживающие средства, либо вознаграждение.

Максимальной отдачи можно добиться, если собака получает похвалу сразу, в первые секунды, после выполненной команды. Никаких заминок не должно быть, а значит, все должно быть приготовлено заранее.

Среди методов сдерживания можно выделить следующее:

  1. Использование предметов, способных привлечь внимание собаки. В большинстве случаев, это вещи, издающие резкие звуки – свистки, связка ключей, погремушка из консервной банки с камушками и др.
  2. В случае невыполнения действий собака лишается внимания хозяина. Ее отправляют на место без привычного поглаживания и похвалы, строгим голосом.

Методы сдерживания питомца можно использовать к подросшим щенкам, старше 4 месяцев. Если собака неуравновешенная, то этот метод не стоит применять.

Отмечено, что игнорирование питомца – это более действенная методика, чем физическое воздействие – нередко шлепки собака воспринимает, как игровые элементы.

https://www.youtube.com/watch?v=

Дрессировка – дело достаточно трудоемкое, и устав от процесса, можно мотивировать себя тем, что научить собаку вести себя подобающим образом гораздо легче, чем заниматься коррекцией неадекватного поведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector