Прививки анафилактические реакции на вакцину

Анафилактический шок

В
лечении анафилактического шока решающей
является готовность оказать помощь.
Поэтому в любом процедурном кабинете,
в том числе в прививочном кабинете,
имеется «противошоковая аптечка».

1.
Прекратить дальнейшее поступление в
организм вакцины:

  • при
    п/к или в/в введении анафилактогенного
    агента выше места инъекции наложить
    жгут, местно холод (лед, вода),

  • обколоть
    место введения раствором эпинефрина
    гидрохлорида (адреналина), 1 мл 0,1%
    раствора адреналина развести в 10 мл
    физиологического раствора, вводить по
    0,3 – 0,5 мл крестообразно.

2.
Уложить ребенка в горизонтальное
положение, повернуть голову набок и
выдвинуть нижнюю челюсть при западении
языка, тепло укутать. Обеспечить свежим
воздухом или кислородотерапией.

3.
В/в струйно на физиологическом растворе
0,1% р-р эпинефрина гидрохлорида в дозе
0,1 мл/год жизни, но не более 1 мл. Обеспечить
постоянную инфузию 0,1% раствора эпинефрина
гидрохлорида со скоростью, зависящей
от динамики АД (0,005 – 0,05 мкг/кг). Если АД
возрастает на 20% и более скорость инфузии
снижается до 0,5 мл/мин.

4.
Гормонотерапия: метилпреднизолон 5 –
10 мг/кг или гидрокортизон 20 – 30 мг/кг
в/в. Повторные инъекции через 2 – 4 часа.

5.
При наличии бронхоспазма ингаляции
сальбутамола (беродуала) с интервалом
10 – 15 минут. При сохраняющемся бронхоспазме
в/в аминофиллин в разовой дозе 5 – 6 мг/кг
с последующим медленным введением в
дозе 0,5 мг/кг в минуту на физиологическом
растворе.

6.
Госпитализация реанимационной бригадой
скорой помощи в реанимационное отделение
для проведения посиндромной терапии.

В течение какого времени проявляется реакция на АКДС?

Мы расскажем вам о собаке, которой поставили прививку против бешенства. За год до этого происшествия собака (трехлетняя такса) была привита поливалентной вакциной, содержащей антигены гепатита, чумки, парагриппа, парвовируса и коронавируса. На какую-то из составляющих вакцины проявилась слабая реакция.

Через год хозяева решили привить питомца только от бешенства, отказавшись от повторной поливалентной вакцины. Местные законы требовали, чтобы все животные были привиты от данного вируса, так как на территории обитало большое количество диких животных. Перед тем, как поставить прививку, ветеринар проинформировал хозяев о возможных негативных реакциях организма собаки на введенную вакцину и объяснил, какие меры нужно принимать, если такие реакции появятся. Вакцина, изготовленная надежной ветеринарной фармацевтической компанией, была введена с соблюдением всех правил.

Тем не менее, через 2 часа после инъекции хозяева заметили, что собака почесывается и трясет головой. Затем они обнаружили  причину такого странного поведения: сыпь на морде и голове.

Такая сыпь называется аллергической крапивницей. Она представляет собой  круглые волдыри или пузырьки на коже животного и возникает в ответ на введение в организм веществ, вызывающих аллергию. Сыпь вызывается гистамином — веществом, вырабатываемым мастоцитами или тучными клетками. Гистамин стимулирует выработку жидкости, которая по маленьким кровеносным сосудикам доставляется к тканям и наполняет их, а также раздражает нервные окончания, тем самым провоцируя зуд.

Большинство негативных реакций на вакцинацию, проявляющихся на кожных покровах, похожи на этот случай. Однако, бывают реакции, при которых происходит отек тканей гортани, трахеи или бронхов, что приводит к затруднению дыхания и может быть опасно для жизни. Поэтому, если вы заметили, что собака судорожно дышит, срочно обращайтесь за помощью к ветеринару.

Если вы прививаете своего питомца, вам нужно быть готовым к возможной негативной реакции на вакцину.

Что касается неопасных для жизни проявлений, ограничивающихся кожной сыпью, то с ними прекрасно справляются антигистаминные препараты и кортизон. В тяжелых и экстренных случаях для спасения жизни животного может потребоваться инъекция адреналина.

Реакция – это ответ организма на введенный антигенный материал. Поствакцинальное состояние у каждого ребенка будет разное. У одних не возникает никаких изменений в самочувствии, у других – развиваются выраженные неприятные симптомы.

Это зависит во многом от индивидуальных особенностей организма и подхода к проводимой иммунизации. АКДС защищает детей от коклюша, дифтерии и столбняка.

Вакцина содержит анатоксины болезнетворных палочек. Из вспомогательных веществ в прививке есть мертиолят (соединение ртути), формальдегид, гидроксид алюминия, твин-80. Все эти элементы в сочетании с коклюшным компонентом могут провоцировать побочные эффекты и осложнения.

Все возможные реакции на прививку медики делят на две группы:

  1. нормальные (свидетельствуют о правильной выработке специфического иммунитета, не требуют лечения);
  2. патологические (говорят о развитии побочных явлений и нуждаются в устранении медикаментозными средствами).

Также все реакции классифицируются по локализации проявлений, на типы:

  • общие (касаются изменений в работе ряда внутренних органов и систем);
  • местные (проявляются на кожных покровах).

По степени выраженности реакция на АКДС бывает трех видов:

  1. слабая (возникают незначительные изменения в самочувствии);
  2. умеренная (появляются более выраженные поствакцинальные признаки, которые в ряде случаев требуют применения терапии);
  3. сильная (состояние ребенка тяжелое, нуждается в скорой помощи медиков).

Общие реакции на АКДС развиваются, как правило, спустя 2-24 часа после введения антигенного материала. Их проявления могут быть разными. Перечень всех возможных изменений в состоянии производитель указывает в инструкции по использованию прививки.

Нормальные реакции на АКДС:

  • рост показателей термометра до 37,2-37,5 градусов;
  • подташнивание;
  • однократная рвота;
  • появление спазма сосудов;
  • нарушения в работе кишечного тракта (запор либо диарея);
  • быстрая утомляемость;
  • головная боль;
  • вялость;
  • кашель;
  • ринит;
  • плаксивость;
  • ухудшение аппетита;
  • боль в животе;
  • бессонница или постоянная сонливость.

Патологические реакции на АКДС:

  • лихорадка;
  • афебрильные и фебрильные судорожные припадки;
  • аллергия в виде отека Квинке, крапивницы, анафилаксии;
  • токсический шок;
  • нарушение сердечного ритма;
  • длительный и неестественный плач;
  • признаки инфекционно-вирусной патологии;
  • временный или постоянный паралич;
  • эпизоды потери сознания.

Местные реакции на АКДС встречаются часто. Как правило, они слабовыраженные, носят временный характер.

Срок проявления реакций на АКДС, зависит от особенностей детского организма. У чувствительных лиц неприятная симптоматика может возникнуть сразу после инъекции. Общие проявления в виде высокой температуры, плохого аппетита и нарушения сна наблюдаются в первые два дня после укола.

Анафилактическая реакция развивается в течение первых двух часов. Покраснение, болезненность и пастозность в инъекционной зоне возникают обычно сразу после инъекции.

Такие симптомы объясняются нарушением целостности кожных покровов и реакцией иммунной системы на введенный препарат. Тяжелые осложнения в виде абсцесса, нарушения сердечного ритма, инфекционно-вирусной патологии появляются в течение первых двух недель.

С возрастом реакции развиваются быстрее и могут быть более выраженные. Например, если после первой прививки температура поднялась спустя пару дней, то после третьей дозы гипертермия может начаться через 2-6 часов с момента постановки инъекции.

Более чувствительна реакция объясняется тем, что в организме ребенка уже присутствуют антитела, которые начинают мгновенно активизироваться при введении антигенов.

Дневной стационар детской поликлиники, стационар на дому

В
детской поликлинике функционирует
стационар на дому, дневной стационар,
предназначенные для проведения
профилактических, диагностических,
лечебных и реабилитационных мероприятий
больным, не требующим круглосуточного
медицинского наблюдения, с применением
современных медицинских технологий в
соответствии со стандартами и протоколами
ведения больных.

В этих подразделениях
оказывается комплексная квалифицированная
медицинская помощь пациентам с
заболеваниями, не представляющими
угрозу для их жизни; нуждающимся в
непрерывном лечении, но не подлежащим
круглосуточному наблюдению; выписанным
для долечивания из стационара
круглосуточного пребывания.

Технология
по созданию и организации деятельности
дневных стационаров утверждена приказам
МЗ Российской Федерации № 483 от 09.12.1999
г. Объем медицинских услуг включает в
себя широкий спектр лабораторных и
инструментальных методов исследования,
медикаментозное лечение с использованием
при необходимости инфузионной терапии,
а также комплекс физиотерапевтических
методов лечения. Дети и подростки
поступают в дневной стационар не только
для обследования и лечения, но и с целью
реабилитации в период диспансеризации.

Ребенок
в дневном стационаре находится под
постоянным врачебным контролем, получает
лечение, а часть суток находится в кругу
семьи. Отсутствие тяжелобольных рядом
с пациентами с нетяжелой патологией
позволяет избежать проблем, связанных
с психологической травмой. Дети,
посещающие образовательные учреждения,
при отсутствии медицинских противопоказаний,
могут совмещать учебу с лечением в
дневном стационаре.

Создание дневного
стационара в условиях крупной поликлиники
выгодно по ряду других причин: больной
не теряет времени на ожидание места в
стационаре, расширяется возможность
активного оздоровления диспансерной
группы больных, пребывание детей в
стационаре в течение неполного рабочего
дня не требует расходов на оплату работы
медицинского и вспомогательного
персонала в ночное время, выходные и
праздничные дни.

Режим
работы дневного стационара определяется
руководителем лечебно-профилактического
учреждения с учетом объемов проводимых
медицинских мероприятий в 2 смены, при
необходимости возможна работа в 3 смены.

Медицинская
и лекарственная помощь в условиях
дневного стационара оказывается в
рамках территориальной Программы
государственных гарантий обеспечения
граждан Российской Федерации бесплатной
медицинской помощью, а также на условиях
добровольного медицинского страхования
или платных медицинских услуг в
соответствии с действующим законодательством
Российской Федерации.

Питание
в педиатрическом отделении дневного
стационара производится за счет лечебного
учреждения. Режим питания двухразовый.

В
дневном стационаре ведется установленная
учетно-отчетная медицинская документация:

  • медицинская
    карта стационарного больного (форма
    003-у);

  • журнал
    приема больных и отказов в госпитализации
    (форма 001-у);

  • лист
    врачебных назначений;

  • книга
    выдачи листков нетрудоспособности (
    форма 036-у);

  • карта
    больного, лечащегося в физиотерапевтическом
    отделении (форма 044-у);

  • журнал
    учета процедур (форма 029-у);

  • извещение
    о побочном действии лекарственного
    препарата (форма 093-у);

  • лист
    регистрации переливания трансфузионных
    сред (форма 005-у);

  • журнал
    регистрации переливания трансфузионных
    сред (форма 009-у);

  • журнал
    записи оперативных вмешательств (форма
    008-у);

  • статистическая
    карта выбывшего из стационара (форма
    066-у);

  • листок
    учета движения больных и коечного фонда
    стационара (форма 007-у).

Сколько дней длится поствакцинальный период?

Мао
– детская стадия. Молочные железы не
возвышаются над поверхностью грудной
клетки. Сосок маленький, без пигментации,
в виде «кнопки».

Ма1
– молочные железы не возвышаются над
поверхностью грудной клетки. Набухание
и увеличение диаметра околососкового
кружка. Сосок приподнят и пигментирован.

READ  Американский бобтейл - описание породы кошек, фото, сколько стоит, отзывы

Ма2
– молочные железы конической формы
поднимаются над поверхностью грудной
клетки, при этом сосок не выделяется
отдельно от плоскости околососкового
кружка.

Ма3
– грудь округлой формы. Сосок и
околососковый кружок сохраняет форму
конуса. Околососковый кружок пигментирован.

Ма4
– женская стадия. Зрелая грудь округлой
формы. Сосок приподнят над околососковым
кружком.

Ро
– отсутствие волос.

Р1
– единичные прямые короткие волосы.

Р2
– волосы в центре лобка, густые и длинные.

Р3
– волосы на всем треугольнике лобка и
половых губах, густые и вьющиеся.

Р4
– длинные густые и вьющиеся волосы
покрывают лоно по женскому типу.

Ахо
– отсутствие волос.

Ах1
– единичные прямые и короткие волосы.

Ах2
– волосы в центре впадины хорошо
выражены, густые и длинные.

Ах3
– большая поверхность подмышечной
впадины покрыта густыми и вьющимися
волосами.

Ах4
– вся поверхность подмышечной впадины
покрыта густыми вьющимися волосами.

В
половом развитии мальчиков различают
2 основных периода: развитие половых
органов и вторичных половых признаков
– 10-15 лет, и репродуктивный или период
сперматогенеза.

Половое
развитие происходит постепенно и
начинается с исчезновения подкожного
жира в мошонке, появление ее пигментации
и многочисленных мелких складок. Яички
увеличиваются и опускаются на дно
мошонки.

Начинается
рост полового члена. Оволосение лобка
вначале имеет женский тип, а с 16-17 лет
переходит к мужскому. Далее появляются
волосы в аксиллярных областях, пушок
на верхней губе, щеках, подбородке
постепенно заменяется остевыми волосами.

Параллельно
увеличивается предстательная железа,
начинает расти ткань молочной железы
и соски приобретают коническую форму.
Увеличивается и пигментируется
околососковые кружки. Увеличивается
гортань, происходит мутация голоса. В
конечных фазах полового развития часто
появляются угри.

Таблица
5.5

Последовательность
появления вторичных половых признаков
у мальчиков в возрастном аспекте (по
данным Фанкони)

Вторичные
половые признаки

Возраст
(лет)

Начало
роста полового члена и яичек

10-11

Рост
гортани

12

Рост
волос на лобке по женскому типу

13

Уплотнение
околососкового кружка

14

Начало
изменения голоса

14

Рост
волос в подмышечной областях, пушок
на верхней губе

15

Пигментация
мошонки, первая эякуляция

15

Созревание
сперматозоидов

16-17

Появление
сперматозоидов

16-17

Угри

16-17

Прекращение
роста скелета

18-19

Стадии
развития вторичных половых признаков
у мальчиков

Выработка антител после укола АКДС происходит в течение месяца. Продолжительность этого процесса определяется иммунными возможностями и индивидуальными особенностями организма ребенка.

В этот период могут возникнуть неприятные симптомы. Нормальные поствакцинальные реакции обычно проходят спустя несколько дней без лечения. Побочные эффекты могут сохраняться долго: многое зависит от вида осложнения, выраженности и своевременности начатой терапии.

Высыпания на теле могут присутствовать около недели. Признаки инфекционно-вирусной патологии способны наблюдаться долго: все зависит от типа заболевания, крепости иммунитета, правильно подобранного лечения.

Чтобы поствакцинальный период протекал более легко, педиатры рекомендуют в течение нескольких дней после введения антигенного материала давать малышу

жаропонижающие и антигистаминные препараты

. Также для предупреждения осложнений врачи советуют

придерживаться определенных правил поведения

.

Побочные реакции при вакцинации могут быть неприятными, но опасности для жизни они не представляют. Лишь изредка прививки становятся причиной действительно тяжелых состояний. Но на поверку подавляющее большинство подобных случаев вызваны врачебными ошибками. 

  • нарушение условий хранения вакцины;
  • нарушение инструкции по введению вакцины (например, введение внутрикожной вакцины внутримышечно);
  • несоблюдение противопоказаний (в частности, проведение вакцинации пациенту во время обострения болезни);
  • индивидуальные особенности организма (неожиданно сильная аллергическая реакция на повторное введение вакцины, развитие заболевания, от которого проводится вакцинация).

Только последнюю причину невозможно исключить. Все остальное – это пресловутый «человеческий фактор». И свести шансы развития осложнений к минимуму можно, выбрав для проведения вакцинации проверенный медицинский центр. 

В отличие от побочных реакций, поствакцинальные осложнения встречаются крайне редко. Энцефалит в результате коревой вакцины развивается в одном случае на 5-10 миллионов прививок. Вероятность генерализованной БЦЖ-инфекции  – один на миллион. Лишь одна из 1,5 миллионов введенных дох ОПВ вызывает вакциноассоциированный полиомиелит. Но надо понимать, что в отсутствие прививок вероятность подхватить тяжелую и чрезвычайно опасную инфекцию – на много порядков выше.

Порядок выписывания рецептов на лекарственные средства

Лечебно-консультативная
работа участкового педиатра осуществляется
по следующим нормативам:

  • оказание
    медицинской помощи на дому – 2 посещения
    в 1 час (6 посещений в день);

  • оказание
    консультативной помощи на лечебном
    приеме – 4 приема в 1 час (15 минут на 1
    пациента); в целом – прием 12 пациентов
    в день при пятидневной работе в неделю.

Лечебная
помощь на дому оказывается:

  • остро
    заболевшим детям – первичный вызов,
    активные посещения до появления стойкой
    положительной динамики заболевания;

  • детям,
    проходящим лечение в стационаре на
    дому;

  • детям
    первого года жизни – до выздоровления;

  • детям
    с инфекционными заболеваниями – в
    течение периода заразительности;

  • детям,
    контактным с инфекционными больными,
    на период карантина;

  • детям,
    выписанным из стационара на долечивание
    в поликлинику;

  • детям-инвалидам;

  • детям,
    имеющим отклонения в состоянии здоровья,
    в результате которых они не могут
    посещать поликлинику.

Вызовы
участкового педиатра на дом поступают
по телефону, лично от родителей, со
станции скорой помощи (после обслуживания
вечерних и ночных вызовов), стационаров
(о выписке больных на долечивание). Все
вызовы регистрируются в журнале вызовов
педиатрического участка, который
хранится в регистратуре. На каждый вызов
оформляется статистический талон.

1.
Противокашлевые (угнетающие кашлевой
рефлекс)

a)
Центрального действия


Наркотические (Кодеин)
(у детей не применяются)


Ненаркотические (Глаувент,
Тусупрекс)

б)
Периферического действия (Либексин)

2.
Муколитического действия

a)
Муколитики (разжижают мокроту)


Протеолитические ферменты (ДНКаза,
трипсин)


Ацетилцистеин

б)
Муколитики-мукокинетики

-Бромгексин


Амброксол

в)
Муколитики-мукорегуляторы


Карбоцистеин

3.
Отхаркивающие (стимулируют процесс
выведения мокроты)


все препараты на основе трав (Доктор
Мом, Проспан, Геделикс, Бронхипрет,
Линкас и др.)

4.
Комбинированные

-Стоптуссин
(противокашлевое и отхаркивающее
действие)

-Бронхолитин
(противокашлевое, бронхолитическое и
противомикробное действие)

5.
Нестероидный противовоспалительный
препарат с тропностью к слизистой
оболочкие дыхательного тракта


Эреспал (уменьшает
отек слизистой и бронхоспазм, регулирует
объем и вязкость образующейся мокроты)

Дозы
наиболее употребляемых средств, влияющих
на кашель.

Препарат

Доза

ацетилцистеин

до
2 лет по 100 мг 2 р/д

2-6
лет по 100 мг 3 р/д

6-12
лет по 200 мг 2-3 р/д

взрослые
по 300 мг 3 р/д

бромгексин

до
2 лет по 2 мг 3 р/д

2-6
лет по 4 мг 3 р/д

6-10
лет по 6 мг 3 р/д

10-14
лет по 8 мг 3 р/д

взрослые
по 16 мг 3 р/д

амброксол

до
2 лет по 7,5 мг 2 р/д

2-5
лет по 7,5 мг 3 р/д

5-12
лет по 15 мг 2-3 р/д

взрослые
по 30 мг 2-3 р/д

карбоцистеин

до
2,5 лет по 50 мг 2 р/д

2,5-5
лет по 100 мг 2 р/д

5-12
лет по 200 мг 3 р/д

взрослые
по 750 мг 2 р/д

-отвары:

Алтей
(корень)

Девясил
(корень)

Подорожник
(лист)

Мать-и-мачеха
(лист)

Чабрец
(трава)

1
стол. ложка на 200 мл кипятка, настаивать
30 мин, процедить;

до
5 лет по 1 чай. ложке 3 р/д

5-10
лет по 1 дес. ложке 3 р/д

старше
10 лет по 1 стол. ложке 3 р/д

Острый
обструктивный ларингит

Острый
обструктивный ларингит (ООЛ) наиболее
часто встречается у детей раннего
возраста (6 мес. – 3 года) на фоне парагриппа,
гриппа, аденовирусной, респираторно-синцитиальной,
риновирусной, коронавирусной инфекций.
Основными патогенетическими механизмами,
обуславливающими клинику, а так же
лечебную тактику данного синдрома
являются воспалительные изменения и
отек слизистой оболочки гортани и
трахеи, приводящие к сужению просвета
гортани – стенозу. Как правило, симптомы
ООЛ появляются внезапно, чаще в ночное
время без предшествующих симптомов
острой респираторной вирусной инфекции.

  1. Для
    получения отпечатков стоп у дошкольников
    и младших школьников дети ставят одну
    ногу на полиэтиленовую пленку плантографа,
    затем приставляют другую ногу.

  2. Обследуемый
    становится обеими ногами или поочередно
    то одной, то другой ногой на середину
    полиэтиленовой пленки. Окрашенная
    ткань прогибается, соприкасается в
    местах давления стоп с бумагой, и
    остается на ней отпечатки стоп –
    плантограмму.

  3. При
    получении отпечатков стоп необходимо
    следить, чтобы обследуемый стоял на
    двух ногах с равномерной нагрузкой.
    При раздельном получении отпечатков
    одна нога ставится на середину
    плантографа, другая – рядом с плантографом
    на пол. Для получения четкого отпечатка
    пальцев ноги медицинскому работнику
    необходимо при исследовании слегка
    прижать рукой к полу пальцы ног
    обследуемого ребенка.

Оценка
плантограммы.
Заключение о состоянии опорного свода
стопы делается на основании положения
двух линий, проведенных на отпечатке.

Первая
линия соединяет середину пятки со вторым
межпальцевым промежутком; вторая,
проведенная из той же точки, проходит
к середине основания большого пальца
(см. рисунок). Если контур отпечатка
стопы в серединной части не перекрывает
линии – стопа нормальная. Если первая
линия внутри него – стопа уплощенная
(что является вариантом нормального
формирования свода стопы до 4 лет), если
обе линии расположены внутри контура
отпечатка стопы, – стопа плоская.

Дети
с уплощенной и плоской стопой должны
быть направлены на консультацию к
ортопеду.

READ  Какие прививки и когда делают мопсам?

Данное
обследование и оценку плантограммы
проводит медицинская сестра/фельдшер
дошкольного учреждения, школы, поликлиники.

Плантограммы
хранятся в «Медицинской карте ребенка
для образовательных учреждений» (форма
№ 026/у-2000) или в «Истории развития ребенка»
(форма № 112/у).

Вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка

После вакцины АКДС иногда возникает аллергическая сыпь. Она может локализоваться в одном месте либо покрывать все тело.

При крапивнице высыпания выглядят как мелкие красные папулы. Одиночные элементы могут напоминать комариные укусы.

Появляется сыпь спустя час после ввода препарата либо через несколько дней. При аллергической реакции иногда образуются множественные волдыри.

В некоторых случаях элементы сыпи сливаются в красные пятна. Папулы могут зудеть. Важно стараться не расчесывать папулы во избежание инфицирования. После АКДС иногда у детей может наблюдаться расстройство работы ЖКТ. Тогда тоже иногда появляется сыпь. В этом случае папулы локализуются в области лица.

Иногда у особо чувствительных детей после первой прививки АКДС наблюдаются побочные реакции. У родителей возникает вопрос, стоит ли дальше продолжать вакцинацию.

Все зависит от выраженности негативной симптоматики и типа осложнения. Если после дозы АКДС была легкая или умеренная гипертермия, сыпь по телу, то дальнейшие инъекции делаются на фоне приема жаропонижающих и

Это позволяет полностью иммунизировать ребенка без плохих последствий. Если от первой дозы АКДС были тяжелые осложнения в виде анафилаксии, отека Квинке, временного паралича, то далее вакцинацию продолжать нельзя.

Надо помнить, что с каждым уколом выраженность побочных эффектов будет сильнее. При непереносимости АКДС педиатр может порекомендовать дальше прививаться другими инактивированными средствами.

Адсорбированная
коклюшно-дифтерийно-столбнячная вакцина
(АКДС)
состоит из взвеси убитых коклюшных
бактерий и очищенных дифтерийного и
столбнячного анатоксинов, адсорбированных
на гидроокиси алюминия. Вакцина вводится
внутримышечно в верхнелатеральный
квадрант ягодицы.

Реакции.
После
введения АКДС в первые двое суток может
возникать повышение температуры,
недомогание, болезненность, гиперемия
и отечность в месте инъекции.

Противопоказания к вакцинации

При
вакцинации новорожденных:

  • Масса
    при рождении менее 2000 гр.

  • Внутриутробная
    гипотрофия III
    – IV
    степени

  • Острые
    заболевания. Вакцинация откладывается
    до окончания острых проявлений
    заболевания (инфекция, гнойно-септические
    заболевания, гемолитическая болезнь
    новорожденных среднетяжелой и тяжелой
    формы, выраженная новрологическая
    симптоматика, генерализованнные кожные
    поражения и т.п.).

  • Иммунодефицитное
    состояние (первичное), злокачественные
    новообразования.

  • Генерализованная
    инфекция БЦЖ, выявленная у других детей
    в семье.

  • ВИЧ-инфекция
    у матери.

Другие
профилактические прививки могут быть
проведены с интервалом не менее 1 месяца
до и после вакцинации БЦЖ (за исключением
ввакцинации против гепатита В).

При
ревакцинации:

  • Острые
    инфекционные и неинфекционные
    заболевания, обострение хронических
    заболеваний, в том числе аллергических.
    Прививку проводят через 1 месяц после
    выздоровления или наступления ремиссии.

  • Больные
    туберкулезом, лица, перенесшие туберкулез
    и нфицированные микобактериями.

  • Положительная
    и сомнительная реакция на пробу Манту
    с 2 ТЕ ППД-Л.

  • Осложнные
    реакции на предыдущие введения вакцины
    БЦЖ (келоидный рубец, лимфаденит и др.).

  • Иммунодефицитные
    состояния, злокачественные заболевания
    крови и новообразования. При назначении
    иммунодепресантов и лучевой терапии
    прививку проводят не ранее, чем через
    6 месяцев после окончания лечения.

По
окончании иммуносупрессивной терапии
прививают не ранее, чем через 6 мес.

Перед тем как делать пациенту прививку, врач просто обязан удостовериться, что данному пациенту можно ее делать именно в это время. Благо в инструкции к любому препарату непременно приводится список всех возможных противопоказаний.

Большая их часть – временные, они являются основанием не для полной отмены процедуры, а лишь для переноса ее на более поздние сроки. Например, любая инфекционная болезнь исключает вакцинацию – она возможна только после полного выздоровления пациента. Определенные ограничения действуют в период беременности и кормления грудью: будущим мамам не делают прививки живыми вакцинами, хотя использование иных типов вакцин вполне допустимо.

Но порой состояние здоровья человека может стать основанием для постоянного отвода от прививок. Так, пациентам с первичным иммунодефицитом вакцинация в принципе не проводится. Отдельные болезни исключают применение конкретных видов вакцин (например, коклюшный компонент вакцины АКДС несовместим с некоторыми неврологическими заболеваниями).

Впрочем, порой врачи могут настаивать на проведении вакцинации даже несмотря на наличие противопоказаний. Например, в обычных обстоятельствах прививки против гриппа не делают людям, страдающим аллергией на белок куриных яиц. Но если очередная разновидность гриппа вызывает серьезные осложнения, а риск заболевания велик, во многих западных странах врачи таким противопоказанием пренебрегают. Разумеется, прививка при этом должна сочетаться со специальными мерами для профилактики аллергии.

Многие люди порой отказываются от прививок из абсолютно надуманных соображений. «Мой ребенок болезненный, у него и так снижен иммунитет», «у него плохая реакция на прививки», – это типичные ложные противопоказания. Подобная логика не просто ошибочна, она чрезвычайно опасна. Ведь если ребенок плохо переносит содержащие ослабленные штаммы вируса вакцины, то последствия попадания в его организм полноценного возбудителя болезни, скорее всего, будут просто фатальны.

Побочные реакции при вакцинации

Местные реакции

После прививки в месте укола могут наблюдаться покраснение кожи, болезненность, появление аллергической сыпи, отеков, увеличение соседних лимфоузлов. Основываясь на полученной из интернета информации, люди начинают бить тревогу. И абсолютно напрасно. 

Как известно из школьных учебников биологии, при повреждении кожи и попадании в это место чужеродных субстанций, возникает воспаление. Но оно быстро проходит даже без каких-либо специальных мер.

Практика показывает, что организм может таким образом реагировать даже на абсолютно нейтральные вещества. Так, в ходе клинических испытаний вакцин участникам контрольных групп вводится обычная вода для инъекций, и  различные местные реакции возникают даже на этот «препарат»! Причем, примерно с той же частотой, что и в опытных группах, где вводятся настоящие вакцины. То есть причиной воспаления может быть укол сам по себе.

благодаря воспалению гораздо больше клеток иммунной системы «знакомятся» с вакцинным антигеном. Примером подобных вакцин являются АКДС (дифтерия, коклюш, столбняк), АДС (дифтерия и столбняк), против гепатита А и В. Обычно адъюванты используют в инактивированных вакцинах, поскольку иммунный ответ на живые вакцины и так достаточно силен.

Общие реакции

Иногда в результате прививок легкая сыпь возникает не только в районе укола, а покрывает довольно значительные участки тела. Основные причины – действие вакцинного вируса или же аллергическая реакция. Но и эти симптомы не являются чем-то, выходящим за пределы нормы, к тому же наблюдаются довольно непродолжительное время. Так, быстро проходящая сыпь является обычным следствием вакцинации живыми вирусными вакцинами против кори, паротита, краснухи.

Вообще, при введении живых вакцин возможно воспроизведение натуральной инфекции в ослабленной форме: повышается температура, появляется головная боль, нарушаются сон и аппетит. Показательный пример – «привитая корь»: на 5-10 сутки после вакцинации порой появляется сыпь, наблюдаются типичные симптомы ОРЗ. И опять же «болезнь» проходит сама по себе.

Важно понимать, что неприятные симптомы после вакцинации – явление временное, в то время как иммунитет к опасной болезни остается на всю жизнь.

Судороги после АКДС возникают крайне редко. Как правило, такие припадки случаются в первые сутки после иммунизации. Они бывают фебрильными и афебрильными.

Первые наблюдаются на фоне жара, вторые могут появляться при нормальных показателях градусника. Если у малыша высокая температура и единичные судорожные припадки, то надо дать ребенку жаропонижающее средство.

Иногда АКДС провоцирует неполадки в работе нервной системы. На этом фоне появляются судороги. Поэтому при развитии приступов нужно сразу вызвать скорую помощь.

Государственной социальной помощи

При
амбулаторном лечении определенным
категориям детей оказывается
государственная социальная помощь –
лекарственные средства и изделия
медицинского назначения, в соответствии
со стандартами медицинской помощи,
выделяются бесплатно. Детям, не имеющим
право на государственную социальную
помощь, лекарственные средства
выписываются на рецептурных бланках
формы № 107-1/у в одном экземпляре..

Государственная
социальная помощь оказывается:

  • детям-инвалидам
    до 18 лет;

  • детям
    первого года жизни;

  • детям
    из многодетных семей до 6 лет;

  • опекаемым
    детям до 18 лет;

  • детям
    с определенными заболеваниями:
    бронхиальная астма, муковисцедоз,
    локальные формы туберкулеза и вираж
    туберкулиновых проб, гематологические
    заболевания, сахарный диабет, судорожный
    синдром, онкологические заболевания,
    эндокринные заболевания, гельминтозы.

Выписывание
рецептов осуществляется лечащим врачом
или врачом – специалистом только по
решению врачебной комиссии
лечебно-профилактического учреждения.
Для лечения назначаются препараты из
формулярного списка для федеральных
льготников (дети-инвалиды) и для
региональных льготников. Назначение
лекарственных средств отражается в
истории развития ребенка с указанием
номера рецепта.

Рецепт на рецептурном
бланке формы № 148-1/у-04 (л) и № 148-1/у-06 (л)
выписывается врачом в 3-х экземплярах,
с двумя экземплярами которого больной
обращается в аптечное учреждение.
Последний экземпляр рецепта подклеивается
в амбулаторную карту больного.
Наркотические средства и психотропные
вещества Списка II для амбулаторного
лечения выписываются на специальном
рецептурном бланке формы № 148-1/у-88, к
которому дополнительно выписываются
рецепты на рецептурном бланке формы №
148-1/у-04 (л) или формы № 148-1/у-06 (л).Рецепты
на лекарственные средства, действительны
в течение 1 месяца со дня выписки.

Экспертиза
временной нетрудоспособности в практике
участкового врача-педиатра

Экспертизу
временной нетрудоспособности проводят
участковые врачи и специалисты на
приемах в поликлинике и на дому. Согласно
приказу МЗ Российской Федерации № 5 от
13.01.1995 г. «О мерах по совершенствованию
экспертизы временной нетрудоспособности»,
больничный лист по уходу за ребенком
выдает лечащий врач одному из членов
семьи, осуществляющему уход за
нижеприведенными лицами:

  1. Больные
    подростки старше 15 лет, получающие
    лечение в амбулаторно-поликлинических
    условиях сроком до 3 суток (по решению
    клинико-экспертной комиссии – до 7
    суток).

  2. Дети
    до 7 лет при амбулаторном лечении на
    весь период острого заболевания или
    до наступления ремиссии при обострении
    хронического заболевания, а также дети
    старше 7 лет на срок до 15 суток, если по
    медицинскому заключению не требуется
    большого срока.

  3. Дети
    до 7 лет при стационарном лечении на
    весь срок лечения, а также дети старше
    7 лет при наличии заключения
    клинико-экспертной комиссии о
    необходимости осуществления ухода.

  4. Дети
    до 15 лет, инфицированными вирусами
    иммунодефицита, страдающими тяжелыми
    заболеваниями крови, злокачественными
    образованиями, ожогами на весь период
    пребывания в стационаре.

  5. При
    одновременном заболевании 2 и более
    детей по уходу за ними выдают 1 листок
    нетрудоспособности.

  6. При
    разновременном заболевании 2 детей
    листок нетрудоспособности по уходу за
    другим ребенком выдают после закрытия
    первого документа без зачета дней,
    совпавших с днями освобождения от
    работы по первому листку нетрудоспособности.

  7. При
    заболевании ребенка в период, в который
    нет необходимости освобождения матери
    от работы (очередной или дополнительный
    отпуск, отпуск по беременности и родам,
    отпуск без сохранения содержания,
    выходные или праздничные и другие дни),
    листок нетрудоспособности по уходу
    выдают со дня, когда должна приступить
    к работе без учета дней от начала
    заболевания ребенка.

  8. Листок
    нетрудоспособности не выдают по уходу
    за хроническими больными в период
    ремиссии, в период очередного отпуска
    и отпуска без сохранения содержания,
    в период отпуска по беременности и
    родам, в период частично оплачиваемого
    отпуска по уходу за ребенком.

  9. При
    карантине листок нетрудоспособности
    по уходу за ребенком до 7 лет выдают на
    основании справки эпидемиолога
    лечебно-профилактического учреждения,
    наблюдающего за ребенком, одному из
    работающих членов семьи на весь период
    карантина.

READ  Когда делать прививки котятам и взрослым кошкам

Занятие
9.

Противоэпидемическая
работа врача-педиатра детской поликлиники.
Принципы работы в эпидемическом очаге.
Лечение детей с острыми респираторными
заболеваниями на педиатрическом участке.
Оказание неотложной помощи на
догоспитальном этапе.

Антибактериальное лечение стрептококкового тонзиллита

Антибиотик

Режим
дозирования

Курс

Феноксиметилпенициллин
(Оспен)

Вес
менее 25 кг – 500 мг/сут, более 25 кг – 1
г/сут в 2 приема

10
дней

Бензатина
бензилпенициллина

В/м:
вес до 25 кг–600000ЕД, более 25 кг – 1200000
ЕД

Однократно

Цефалексин

45
мг/кг/сут в 3 приема

10
дней

Цефуроксим
аксектил

30
мг/кг/сут в 2 приема

5
дней

Эритромицин

40
мг/кг/сут в 3 приема

10
дней

Азитромицин

12
мг/кг/сут в 1 прием

5
дней

Кларитромицин

15
мг/кг/сут в 2 приема

10
дней

Рокситромицин

5
мг/кг/сут в 2 приема

10
дней

Джозамицин

50
мг/кг/сут в 2-3 приема

10
дней

Мидекамицин

50
мг/кг/сут в 2 приема

10
дней

Спирамицин

3000000
ЕД/сут в 2 приема

10
дней

Клиндамицин

20
мг/кг/сут в 3 приема

10
дней

Таблица
8.4

Орошение
зева 1% раствором поваренной соли или
водным раствором фурациллина (1:5000)
каждый час.

Пастилки
или таблетки для рассасывания на основе
антибактериальных препаратов (Фарингосепт,
Градимицин С, Себидин)
4 раза в день (не заменяет орошения зева).

Острый
катаральный средний отит

Ватные
турунды с теплым фурациллиновым спиртом
в наружный слуховой проход, снаружи –
сухой согревающий компресс 2 раза в
день. Можно использовать местно Отинум,
Софрадекс, Отипакс после осмотра
отоларинголога. Сосудосуживающие капли
в нос (см. «острый ринит»), антигистаминные
препараты.

Тактика
выбора средства, влияющего на кашель

  • При
    сухом, навязчивом кашле, приводящем к
    истощению, нарушению сна и аппетита
    (например, при коклюше) – противокашлевые
    препараты.

  • При
    непродуктивном кашле, не приводящем к
    истощению пациента – отхаркивающие
    препараты.

  • При
    густой, вязкой, трудно отходящей мокроте
    (обструктивный бронхит) – средства
    муколитического действия.

Выбор стартового препарата при внебольничной пневмонии

Возраст,
форма

Этиология

Стартовый
препарат

Альтернативный

1-6
мес., типичная (фебрильная, с
инфильтративной тенью)

Стафилококк,
Е.coli,
др. энтеробактерии; пневмококк и H.
influenzae
типа b

Внутрь,
в/в: амоксициллин/

клавуланат

В/в,
в/м: цефалоспорин 2-3 поколения;
оксациллин или цефазолин аминогликозид

В/в,
в/м: ванкомицин, карбапенем

1-6мес.,
атипичная (афебрильная, диффузная)

Chl.trachomatis,
реже Pneumocystis
jiroveci

Внутрь:
макролид

Внутрь:
котримоксазол

6
мес.-15 лет, типичная неосложненная
(гомогенная)

Пневмококк
( H.
influenzae
бескапсульный, у детей до 5 лет также
типа b)

Внутрь:
амоксициллин, Оспен амоксициллин/

клавуланат,
цефуроксим-аксетил, макролид
(при
непереносимости лактамов)

В/в,
в/м: линкомицин, цефазолин, цефуроксим,
цефтриаксон

6-15
лет, атипичная (негомогенная)

M.pneumoniae,
Chl.pneumoniae

Внутрь:
азитромицин, макролид

Доксициклин

({amp}gt;
8 лет)

6
мес.-15 лет, осложненная плевритом или
деструкцией

Пневмококк,
H.influenzae
типа b
до 5 лет), редко стрептококк

В/в,
в/м: пенициллин, ампициллин, цефазолин.
До 5 лет: цефуроксим, амоксициллин/

клавуланат

В/в,
в/м: цефтриаксон

Таблица
8.5

Оральные
формы антибиотиков.

Группа

Препарат

Способ
применения

природный
пенициллин

феноксиметилпенициллин

(Оспен,
V-пенициллин)

Суточная
доза: до 10 лет 50-100 тыс. ЕД/кг/сут (в 1
мг-1600 ЕД)

старше
10 лет 3 млн ЕД/сут

Кратность
приема: 4-6 р/сут

Курс:
5-10 дней

“защищенный”
полусинтетический пенициллин

амоксициллин
клавулоновая кислота

(Амоксиклав)

Суточная
доза (по амоксициллину)

до
2 лет 20 мг/кг/сут

2-5
лет 375 мг/сут

5-10
лет 750 мг/сут

ст
10 лет 750-1000 мг/сут

Кратность
приема: 3 р/сут

Курс:
5-14 дней

цефалоспорины
2 поколения

цефуроксим
аксетил

(зиннат)

Суточная
доза:

до
2 лет 250 мг/сут

ст
2 лет 500 мг/сут

Кратность
приема: 2 р/сут

Курс:
7 дней

цефаклор

(цеклор)

Суточная
доза:

20-40
мг/кг/сут

Кратность
приема: 2 р/сут

Курс:
7 дней

макролиды

мидекамицин
(макропен)

эритромицин

Суточная
доза:

30-50
мг/кг/сут

Кратность
приема: 4 р/сут

Курс:
5-14 дней

кларитромицин
(клацид)

Суточная
доза:

7,5
мг/кг/сут

Кратность
приема: 2 р/сут

Курс:
7-10 дней

спирамицин
(ровамицин)

Суточная
доза:

1,5
млн ЕД /10 кг/сут

Кратность
приема: 2-4 р/сут

Курс:
5-14 дней

азитромицин
(сумамед)

Суточная
доза (масса тела {amp}gt; 10 кг):

10
мг/кг

Кратность
приема: 1 р/сут

Курс:
3 дня

фюзафюнжин

фюзафюнжин
(биопарокс)

Старше
3 лет

по
4 ингаляции 4 р/сут

Курс
5-10 дней

Показания
к применению альтернативного антибиотика:

  1. Аллергические
    реакции на бета-лактамные антибиотики.

  2. Отсутствие
    эффекта от антибиотика выбора в течение
    48 часов.

Кроме
системных антибиотиков существует
антибактериальный препарат для местного
применения: фузофунжин (биопарокс). Его
рекомендуется применять как для лечения,
так и для профилактики бактериальных
осложнений ОРВИ при наличии хронической
патологии ЛОР-органов.

Исследование остроты зрения у детей и подростков

Для
исследования остроты зрения у дошкольников
и школьников используются таблицы с
картинками Орловой; острота зрения у
школьников определяется по таблице
Сивцева-Головина. Таблицы обязательно
помещаются в аппарат Рота – специальный
ящик с зеркальными стенками и осветителем
(для освещения таблиц применяется лампа
накаливания 40 вт.).

Только при таком
условии обеспечивается постоянная и
равномерная освещенность картинок
(букв) таблицы, от которой зависит
точность результатов исследования. При
недостаточной освещенности таблицы
показатели остроты зрения окажутся
пониженными, а при избытке света –
завышенными. Таблицу следует поместить
на такую высоту, чтобы нижний край знаков
был на уровне глаз ребенка.

Ребенок
сидит на стуле на расстоянии 5,0 м от
таблицы. Вначале определяется острота
зрения при обоих открытых глазах, затем
– каждого глаза в отдельности (часто
острота зрения правого и левого глаза
неодинакова). Для раздельного обследования
один глаз загораживается специальным
«язычком» или непрозрачной пластинкой
из пластмассы, картона (размером
приблизительно 10х15 см) таким образом,
чтобы внутренний край его находился на
средней линии носа (не давил на глаз).

Прикрывать глаз рукой или накладывать
повязку не разрешается. При исследовании
надо показывать картинки (буквы)
вразбивку, без лишней поспешности,
начиная с 10-й строчки таблицы (острота
зрения = 1,0 дптр.). Аналогичный принцип
следует сохранять и при показе букв
(картинок), других строк (если ребенок
называет часть или все буквы 10-й строки
неправильно).

Для
проверки остроты зрения, особенно у
детей дошкольного возраста, очень удобен
тест с оптотипом «черная рука»
(Захсенвегер, Германия).

При
проверке остроты зрения с помощью
данного теста используется каждый глаз
раздельно (другой закрывается «язычком»
из картона, пластмассы). Расстояние
между ребенком и таблицей – 3,0 м. Таблица
устанавливается на уровне глаз ребенка.
Помещение, в котором проводится
исследование, должно быть достаточно
светлым (специального освещения таблицы
не требуется).

Проверка
начинается с трех самых больших «черных
рук». Ребенок должен показать направление
руки. Дети 2-х лет должны опознавать
знаки I-го
ряда; дети 3-х лет – II-го
ряда, а дети старше 3-х лет – III-го
ряда.

Лабораторные скрининг-тесты для выявления протеинурии и глюкозурии

Для
выявления заболеваний почек и сахарного
диабета проводятся:

  • тест
    для определения белка в моче;

  • тест
    для определения глюкозы в моче.

Моча
для исследования должна быть свежей,
собранной не ранее 1-2 часов после еды.

Белок
в моче определяется при проведении
пробы с 20% раствором сульфациловой
кислоты. К 2 мл мочи добавляется 4 капли
20% раствора сульфациловой кислоты. При
наличии белка наблюдается помутнение
мочи.

Обозначение
результатов:
норма (моча прозрачная), следы белка
(слабое помутнение мочи), белок в моче
(интенсивное помутнение мочи). Дети с
положительными результатами подлежат
обязательному дополнительному
обследованию для выявления причины
протеинурии.

Для
обнаружения глюкозы в моче используется
специальные тест-полоски. По изменению
тона окраски индикаторной полосы на
реактивной бумаге (от желтого до
зеленого), которое оценивается по
специальной цветовой шкале, прилагаемой
к набору, определяется отсутствие или
наличие глюкозы в моче. Все дети, имеющие
глюкозу в моче, направляются на
количественное обследование глюкозы
крови и консультацию эндокринолога.

Определение
белка и глюкозы в моче проводит фельдшер
(медицинская сестра) дошкольного
учреждения, школы, поликлиники.

Содержание расширенной скрининг-программы доврачебного медицинского обследования (дошкольный этап)

  1. Определение
    уровня биологического развития (по
    срокам прорезывания постоянных зубов).

  2. Выявление
    дефекта речи.

  3. Тест
    Керна-Иерасика.

  4. Выявление
    невротических расстройств ( по анкете).

  5. Оценка
    нервно-психического развития.

  6. Число
    заболеваний за год.

  1. Определение
    уровеня биологического развития (по
    вторичным половым признакам).

  2. Оценка
    репродуктивного здоровья (анкета).

  3. Выявление
    невротических расстройств (по анкете).

  4. Оценка
    нервно-психического развития.

  5. Тест
    на выявление нарушений цветового
    зрения.

  6. Число
    заболеваний за год.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector