Запряжки лошадей. Какие они бывают

Что нужно знать о запряжке?

Для того чтобы запрячь лошадь, потребуются навыки, знания и опыт обращения с этим животным. Лошадь вряд ли доверится человеку, которого не знает. Запрягают животное обычно в телегу или сани. Учатся этому непростому ремеслу быстро, если проявлять смекалку и запоминать попутно последовательность действий.

Контактируя с этим животным, человек получает эмоциональную пользу. Правильно запрягать лошадь – искусство, которое способно навредить животному, если оно не отточено мастером. Во время процедуры запряжки важно быть осторожным, последовательным, не ругать жеребца, если что-то не будет получаться.

Разновидности запряжки

По назначению запряжки разделяются на транспортные, сельскохозяйственные и выездные.

Тройка в оглобельно-дуговой запряжке
Тройка

в оглобельно-дуговой запряжке

Оглобельно-дуговая (или русская) запряжка состоит из оглобель, дуги, уздечки, хомута, шлеи, седёлки, чересседельника, подбрюшника, вожжей. Оглобли — пара прямых или слегка изогнутых жердей, надетых одним концом на ось повозки (или прикреплённых к саням), а другим концом, обычно, прикреплённых к дуге.

Дуга — изогнутая в виде дуги тугая деревянная палка (из лёгкой двевесины ветлы, прочной древесины вяза или др.[2]), распирающая оглобли и прихваченная к хомуту гужами (кожаными ремнями в виде глухих петель)[3][4][5]; предназначена для отведения оглобель от лошади (иначе от рывков при трогании с места, от толчков из-за неровностей дороги, от растяжения ремней на коже лошади могут возникнуть потёртости)[6].

Оглобельно-дуговая запряжка бывает одиночная (для одной лошади), парная и троичная. При парной запряжке одна лошадь идёт в оглоблях, вторая — пристяжная «на отлёте». При троичной упряжке одна лошадь — коренная (средняя) — идёт в оглоблях под дугой, две других лошади — пристяжные (боковые) — прикрепляются постромками к вальку (короткому круглому бруску у передка повозки, предназначенному для прикрепления пристяжных лошадей постромками[7][8][9]), в свою очередь присоединённому к ваге (поперечному бруску, предназначенному для распределения силы тяги между запряжёнными животными).

Оглобельно-постромочная запряжка с шоркой

Оглобельно-постромочная запряжка с

шоркой

Оглобельно-постромочная (или английская) одиночная (для одной лошади) запряжка состоит из оглобель, постромков, уздечки, хомута, седёлки с подпругой, шлеи, чересседельника, подбрюшника, вожжей и не содержит дуги. Постромки — прочные витые верёвки или ремни, при помощи которых передаётся тяговое усилие лошади (или другого животного) с хомута на вальки.

Лошадь тянет за постромки, прикреплённые к хомуту, а оглобли служат для поворотов и сдерживания повозки на спусках. Зачастую используются укороченные оглобли, прикрепляемые не к хомуту, а к седёлке (крытой кожей подушке, служащей опорой для чересседельника (ремня, протягиваемого от одной оглобли к другой)[7]).

Постромочно-дышловая парная (для двух лошадей) запряжка состоит из постромков, дышла, уздечки, хомута, вожжей, цепи-напильника. Дышло — одиночная оглобля в парной упряжи (одна между двумя лошадьми). Комель (толстая часть) дышла присоединён к поворотному передку (или единственной оси) повозки (или прикреплён к саням).

Тачаночная запряжка. Дышло в центре; конец ваги справа

Тачаночная запряжка.

Дышло

в центре; конец

ваги

справа

Дышло также используется в четвёрке в ряд (так называемой тачаночной запряжке, в античности — квадриге), где средние лошади запрягаются в дышло, а крайние (пристяжные) тянут за постромки, прикреплённые в концам ваги.

Постромочная запряжка содержит постромки, не содержит оглобель и дышла, не позволяет сдерживать повозку и потому используется при сельскохозяйственных работах или с повозками, оборудованными тормозом.

Четыре лошади, запряжённые цугом. Вершина дышла видна между двумя задними лошадями (называемыми коренниками)

Четыре лошади, запряжённые

цугом

. Вершина

дышла

видна между двумя задними лошадями (называемыми коренниками)

Комбинированная запряжка представляет собой сочетание оглобельной или дышловой запряжки с постромочной. Используется в случае большого числа лошадей. Названия лошадей по их роли в комбинированной запряжке:

  • коренник — лошадь, запряжённая в оглобли или припряжённая к дышлу. Используются не только для тяги и поворота, но и для сдерживания повозки. В качестве коренников используют лошадей более рослых и массивных;
  • пристяжная лошадь — лошадь, расположенная рядом с коренником в паре, тройке или тачаночной запряжке. Припрягается с помощью постромков, тянет вперёд и участвует в поворачивании повозки;
  • выносная лошадь — лошадь, припряжённая впереди коренника постромками и тянущая вперёд.
Запряжка для шести лошадей цугом

Запряжка для шести лошадей цугом

Цуг — вид упряжки, в которой лошади идут либо гуськом (друг за другом; так называемая запряжка «гусём»), либо парами, одна за другой. При запряжке цугом пар лошадей используется дышло, к которому припрягаются одна или (в случае шести или более лошадей) две пары лошадей — коренников; остальные лошади — выносные.

Состав упряжи

Еще до знакомства с нравом лошади разберитесь, из чего состоит упряжка. Основные элементы упряжи — узда, хомут, седелка, подпруга, шлея, чересседельник, подбрюшник, вожжи, дуга.

  • Узда используется для управления лошадью. Состоит уздечка из нескольких ремней (на щеках, затылке, лбе, подбородке) и кольца.
  • С помощью свободного хомута передается тяга от животного к телеге.
  • Седелка – механизм в сбруе, который поддерживает и закрепляет запряжку.
  • Подпруга удерживает седелку.
  • Шлея – это ремни, которые сдерживают и регулируют положение лошади, держат хомут.
  • Чересседельник – ремень, который крепится к оглобле. Держит хомут, дуги и оглобли на спине лошади.
  • Вожжи – с их помощью человек управляет движением животного.
  • Дуга соединяет хомут, оглобли через гужи (мягкие ремни).
    пара запряженных лошадей

На сегодняшний день всю упряжь можно разделить на два вида: европейскую и русскую. У каждой из них есть свои особенности и совершенно разное количество элементов.

Разобраться со строением упряжи необходимо каждому человеку, который собирается использовать свою лошадь для закладки в то или иное средство передвижения. Познакомиться с главными составляющими этой амуниции можно немного ниже:

  1. Уздечка. Необходима для того, чтобы управлять лошадью во время передвижения. Состоит она из ремня затылочного, ремня на подбородке, пары нащечных ремней, налобного, трензеля и поводьев.
  2. Главной частью амуниции является седелка, располагающаяся на холке и фиксирующая запряжку.
  3. Благодаря подпруге седелка крепится на спине лошади.
  4. За счет шлеи происходит удерживание хомута и его фиксация во время движения транспортного средства. Он состоит из нескольких ремешков, которые можно регулировать.
  5. Ремешок, проходящий сквозь кольца на седелке, называется чересседельником, а крепится он к оглобле. Благодаря этому ремню происходит удержание и фиксация основных элементов упряжи.
  6. Обеспечивает тягу от лошади к транспортному средству – хомут. Он состоит из клещей, войлочной подкладки, гужей, покрышек, кольца и горта.
  7. Ремень, проходящий под брюхом лошади и крепящийся в шлевки на подпруги, называется подбрюшником. Он также прикрепляется к оглобле.
  8. Благодаря соединительному элементу – дуге – происходит смягчение рывков, ударов.
  9. Заключительный элемент упряжи – вожжи, за счет которых происходит управление лошадью во время движения.
Русская упряжь
Русская упряжь

Данная амуниция больше используется в спортивных соревнованиях – драйвинге, а также для работы лошадей в экипажах европейского типа. Отличается более меньшим количеством деталей и простотой в использовании. Заложить лошадь в европейской упряжи в средство передвижения гораздо быстрее, чем в русской. Однако для эксплуатации сельскохозяйственных транспортных средств она не подходит.

  1. Шорка. Одевается на грудь животного через шею. Состоит из холочного, соединительного, удерживающего и нагрудного ремней. Соединительные ремни могут иметь кольца для вожжей.
  2. Седелка. Оснащена кольцами для вожжей.
  3. Подпруга.  Устройство данной части амуниции заключается в закреплении седелки.
  4. Постромки. Крепятся к шорке и экипажу. Могут регулироваться по длине.
  5. Шлея. Состоит из спинного ремня, соединительных (откосных ремней), обводного ремня и подхвостника, за счет которого осуществляется фиксация упряжи.
  6. Вожжи.
READ  Основные симптомы геморогички у кроликов и способы предупреждения болезни

Стоит отметить отсутвие подбрюшника и чересседельника.

Европейская упряжь
Европейская упряжь

Упряжь, как и одежда для человека, должна подбираться индивидуально каждой лошади. Правильно подогнанная сбруя не мешает животному двигаться и не вызывает дискомфорта, а значит, снижается риск возникновения травм. Вся эта амуниция состоит из нескольких элементов, каждый из которых выполняет определенные функции.

Упряжь

Упряжь

Элементы упряжиКраткое описаниеХомутОсновное назначение – распределять нагрузку на плечи и шею и усиливать передачу тяги на повозку или сельскохозяйственное орудие (борону, плуг). Основная часть хомута, клещи, изготавливается из металла или дерева, состоит из двух половин выгнутой формы. Дополнительно хомут включает супонь, хомутину (мягкую подкладку), гужи, выпускается в 12 размерах.

Надевается на шею животного, и для плотного прилегания своей формой повторяет очертания этого участка тела. Требует точной подгонки, поскольку излишне свободный хомут цепляется за ости лопаток, путает гриву и мешает движению передних ног, а слишком тесный мешает нормальному кровообращению, сдавливает дыхательные путиУздаИспользуется для управления животным во время передвижения.

Состоит из удил и целого набора различных ремней: затылочного, налобного, подбородного, капсюля, поводьев. Удила, или трензель, представляют собой конструкцию из металлических подвижных элементов, которые вставляются в рот животному. При движении узды, трензель оказывает давление на углы рта, нижнюю челюсть или язык, понукая лошадь к определенным действиям.

Уздечки различаются между собой устройством и количеством элементов, вследствие чего делятся на несколько видов: трензельные, бестрензельные, мундштучные. Выпускаются уздечки в четырех размерахСеделкаНазначение – поддерживать оглобли, дуги и хомут, распределять нагрузку с шеи на спину, смягчать воздействие от упряжи на неровной дороге.

Форма и размер седелки имеют первостепенное значение для эффективной работы животного. Седелки делятся на стоячие и лежачие: если у животного холка острая и высокая, применяют стоячие, если холка низкая – лежачие. Первый тип опирается на мышцы шеи и холки, оставляя свободными остистые отростки. Второй тип опирается и на отростки, и на мышцы шейно-плечевого отдела.

Крепится седелка подпругами, располагается на спине, за лопаткамиПодпругаОсновное назначение — фиксация седелки и седла на спине коня. Это широкий ремень со специальными креплениями. Изготавливаются подпруги из кожи, тесьмы, синтетических плотных тканей с гелевыми подушками. Современные подпруги имеют анатомическую форму для лучшего прилегания к брюху животного, оснащаются флисовой или меховой подкладкой для впитывания пота.

Сам ремень имеет перфорацию, обеспечивающую воздухообмен во время движения и предупреждающую возникновение опрелостейШлеяШлеей называется система ремней, фиксирующих хомут при резкой остановке и ускорении бега лошади. Круговой ремень обхватывает туловище коня и крепится к клещам с обеих сторон, наспинный располагается вдоль позвоночника, боковые соединяют шлею и оглобли.

Поперечные и откосные ремни выступают в качестве фиксаторов для основных ремней в передней и задней части туловища. Шлея тоже требует индивидуальной подгонки, так как слишком свободные ремни сползают на бедра и мешают движению, а слишком тесные растирают кожуЧересседельникНазначение — удерживать оглобли и хомут на спине коня и передавать на седелку тягловое усилие.

Он протягивается через седелку и крепится обоими концами к оглоблям. Благодаря этому ремню вес упряжи распределяется более равномерно, напряжение плеч и шейного отдела снижаетсяПодбрюшникЕще один ремень, охватывающий брюхо лошади и соединяющийся кольцом с чересседельником. Протягивается он под подпругой, крепится концами к оглоблям.

Он предназначен для сглаживания колебаний дуги и хомута, то есть, при быстром беге лошади он защищает ее спину и холку от резких ударов упряжи и связанных с ними травмДугаЭлемент дугообразной формы, скрепляющий гужи и оглобли и фиксирующий их в одном положении. Изготавливается из легкой упругой древесины, служит в качестве амортизатора для оглобель.

Дуги делятся на несколько видов: сельскохозяйственные, выездные, ломовые, полумуловые. По способу изготовления делятся на гнутоклееные и цельногнутые. Для первого типа используется древесина лиственницы, березы, осины, для второго – клен, ясень, ива, черемуха, вяз. Дуга не является обязательным элементом упряжи и используется преимущественно в сбруе российского образцаВожжиТонкие ремни, с помощью которых управляют лошадью.

Сбрую можно купить одним комплектом, но опытные коневладельцы рекомендуют каждый элемент приобретать отдельно, с учетом индивидуальных особенностей телосложения животного.

Оглобельно-дуговая «русская» запряжка

Последовательность оглобельно-дуговой запряжки

  1 — Удила
2 — Узда
3 — Дуга
4 — Повод с темляком
5 — Зга
6 — Седёлка
7 — Чересседельник
8 — Шлея
8а — Продольный ремень
8б — Поперечные ремни
8в — Откосный ремень
8г — Ободовый ремень
8д — Мочка
9 — Оглобля
9а — Гребенка
9б — Тяж
10 — Подбрюшник
11 — Подпруга
12 — Гуж
13 — Хомут
14 — Супонь
15 — Вожжи

Перед запряжкой лошади необходимо проверить состояние обоза (повозки или саней); проверить гужи на хомуте. Отрегулировать длину их так, чтобы при запряжке лошади супонью можно было бы стянуть вместе клещи хомута и укрепить дугу на оглоблях. После этого надевают уздечку на лошадь, застегивают подбородный ремень, вставляют в рот лошади удила.

Если дело происходит зимой на морозе, то необходимо, прежде чем вставлять удила в рот лошади, согреть их в руке. Затем на лошадь надевают седелку, делая движение от холки к спине, по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. Хомут надевают на голову лошади клещами вверх. После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз.

Перед запряжкой на левую оглоблю надевают чересседельник и подбрюшник на расстоянии примерно 40 — 50 см от конца оглобли. Затем на левый гуж хомута кладут оглоблю, в образовавшуюся петлю вкладывают ветвь дуги и переносят дугу через шею животного. После этого поднимают с земли правую оглоблю, прикладывают ее к правой ветви дуги и обхватывают конец дуги гужом сверху через оглоблю.

Дуга должна быть заложена на одинаковом расстоянии от концов оглобли. Супонь обматывают 2 раза вокруг клещей хомута и затягивают ее так, чтобы клещи сошлись вместе. Если требуется, то для стягивания супони упираются в правую клещу ногой и затягивают супонь силой рук и корпуса тела. Обматывают супонь еще раз, свободный конец ее просовывают между супонью и клещами и протаскивают его под супонь.

Подтягивают супонь так, чтобы осталась небольшая петля, протягивают конец супони обратно и оставшийся конец обматывают вокруг петли. Это делается для того, чтобы при необходимости супонь можно было распустить одним рывком. После затягивания супони дуга должна прочно держаться на оглоблях. При ударе рукой дуга не должна отклоняться назад или вперед.

Если дуга держится слабо, необходимо ее в обратном порядке снять и укоротить оба гужа. Если клещи стянуть невозможно, то гужи следует прибавить. При этом необходимо следить, чтобы хомут у лошади не сжимал шею, а плотно прилегал к ней. Чересседельник продевают через кольца седелки, пропускают его под правую оглоблю и подтягивают с таким расчетом, чтобы между холкой и хомутом и между шеей и хомутом можно было просунуть 2 — 3 пальца. Конец чересседельника обматывают вокруг оглобли. При этом делают петлю, чтобы ее можно было распустить одним рывком.

READ  Способы выведения глистов у кота

Подбрюшник пропускают через шлевку подпруги и туго подтягивают к правой оглобле. Повод, скрестив, перекидывают через шею и продергивают в дуговое кольцо. Можно повод пропустить с одной стороны (безгривой); протягивают его через подбородный ремень уздечки и конец также пропускают через дуговое кольцо, обматывают вокруг дуги или прямо привязывают к оглобле с правой стороны.

Иванова Г.В.Запряжка лошадиПрактическое руководство

Рано или поздно у большинства владельцев вятки возникает желание или необходимость запрячь лошадь в повозку. Но не все имеют опытного помощника под рукой, а в книгах можно встретить лишь очень поверхностную инструкцию по запряжке.Поэтому  я опишу здесь не только порядок запряжки, но и некоторые тонкости подгонки снаряжения.

Для начала — о строении сбруи и ее предназначении.Упряжь (сбруя) – приспособление для запряжки лошади в повозку. Упряжь должна быть подобрана для каждой лошади и точно подогнана к ней для того, чтобы не вызывать травматических повреждений, обеспечивать свободное движение конечностей и корпуса, не затруднять дыхания животного во время работы.Существует несколько видов запряжки. Мы рассмотрим состав русской одноконной дуговой упряжи.

zapryagka_clip_image002

  1. уздечка с поводом
  2. хомут
  3. седелка
  4. подпруга
  5. шлея
  6. чересседельник и подбрюшник
  7. вожжи
  8. дуга

1. Узда. Служит для управления лошадью. Изменяя длину суголовного и нащечных ремней, уздечку подгоняют к голове лошади так, чтобы удила слегка приподнимали уголки рта на 1-2 складки. Налобный и переносной ремни должны лежать достаточно свободно, чтобы под них можно было просунуть 1-2 пальца. Между ганашами и подбородным ремнем должен свободно проходить кулак.

zapryagka_clip_image004

 1. удила (трензель)
2. кольца удил (трензельные кольца)
3. суголовный (затылочный) ремень.
4. 2 нащечных, которые с суголовным фиксируют трензель во рту лошади.
5. подбородный, который не позволяет узде соскользнуть вперед с головы лошади.
6. налобный, который не позволяет узде соскользнуть назад на шею лошади.
7. переносной, для дополнительной фиксации.
8. повод с темляком (9), для фиксации лошади у коновязи и вождения в поводу.

2. Хомут. Служит для передачи повозке тяглового усилия лошади (85-88%).

zapryagka_clip_image006

  1. супонь
  2. гужи, для соединения хомута с оглоблями и дугой.
  3. покрышка
  4. войлочная подкладка 
  5. горт — ремень для пристегивания шлеи.
  6. кольца, для вожжей (на основании гужей)

zapryagka_clip_image008

Размер хомута определяют по длине и ширине шеи лошади. Длину измеряют жестким метром. Для этого его накладывают вдоль основания шеи и измеряют расстояние от гребня у начала холки до плечелопаточного сочленения. К полученной цифре прибавляют для возового хомута 6 см, для легкового и пахотного — 3 см. Ширину шеи измеряют циркулем Вилькенса в наиболее широкой части — у ее основания.

№ хомута

длина хомута

ширина хомута

43

21

1

45

23

2

48

24

3

50

25

4

53

26

5

54

27

6

56

28

7

60

30

8

63

31,5

9

66

32,5

Допуск 0,5 / 0,2

Длину хомута измеряют от верхней внутренней точки хомутной подкладки до нижнего внутреннего ребра клещей, а ширину — на уровне гужевых отворов.

Правильно подогнанный хомут внутри опирается на гребень шеи у начала холки, по бокам лежит на мускулатуре, расположенной спереди оси лопатки; в нижней части лопатки (на плечелопаточном сочленении) хомутина находится над соколком, у основания шеи.
Приблизительно в одетом виде — ладонь ребром должна проходить от хомутины (внутренняя часть хомута) до верхней части плечелопаточного бугра.

Хомут подходит по размеру:

zapryagka_clip_image012zapryagka_clip_image010

Хомут велик – хомутина почти легла на плече-лопаточный сустав и нависает над соколком грудины:

zapryagka_clip_image014 zapryagka_clip_image016 

Хомут мал по размеру – по бокам сдавливает мышцы шеи; сверху хомут лежит высоко над холкой; снизу хомутина лежит у основания шеи, высоко над соколком грудины.
zapryagka_clip_image020 zapryagka_clip_image018

 
3. Седелка.  Служит для закрепления и поддержки посредством чересседельника всей запряжки и передачи тяглового усилия на спину лошади (12-15%).
Седелка бывает горбатая (для лошадей с высокой холкой) и лежачая (для лошадей хорошо упитанных, с низкой холкой).

zapryagka_clip_image022

  1. арчак
  2. полки
  3. потник
  4. крышка (кожаная или из линолеума)
  5. приструги (горты)
  6. дужки, через которые пропускается чересседельник

4. Подпруга. Предназначена для удержания седелки на спине лошади. Тесмяная подпруга имеет кожаную нашивку с отверстиями для продевания подбрюшника.
5. Шлея. Служит для удержания хомута на месте при спуске лошади с горы, резком торможении, осаживании.
Шлея подгоняется таким образом, чтобы между седалищными буграми и ободочным ремнем проходила ладонь.

zapryagka_clip_image024

Состоит из нескольких ремней:
1. ободовый (боковой). Огибает лошадь по бокам и сзади. Имеет пряжки для крепления к хомуту.
2. продольный. Идет вдоль позвоночника. Тоже имеет пряжку для крепления к хомуту.
3. 2 откосных ремня. Начинаются от конца продольного на крупе лошади.
4. 2-3 боковых ремня. Соединяют продольный и ободовый.
5. петли (мочки), для дополнительной фиксации шлеи (иногда с декоративными кисточками) 
6. Чересседельник. Ремень, проходящий через седелку, обоими концами закреплен на оглоблях. Поддерживает массу хомута, дуги и оглобель на спине лошади, передает часть тяглового усилия на седелку.
 Подбрюшник. Ремень, проходящий под подпругой, обоими концами закреплен на оглоблях. Не допускает резкого колебания оглобель и хомута вверх-вниз.
7. Вожжи. Служат для управления лошадью. Концы вожжей пристегиваются к кольцам удил.
8. Дуга. Скрепляет с помощью гужей хомут с оглоблями повозки и играет роль амортизатора, смягчая толчки от неровностей дороги и рывков при трогании воза с места.
На дуге имеется кольцо для протяжки повода и два выреза на концах, куда ложатся оглобли.

Порядок запряжки

1. Запряжка начинается с чистки и осмотра лошади, осмотра целостности сбруи, повозки.Проверяем, одинакова ли длина у гужей. При необходимости подравниваем, иначе запряжка будет неровной и перекосится в движении.2. Выкатываем повозку на свободную ровную площадку, выносим вожжи, дугу, чересседельник.3.

4. Надеваем на лошадь узду, седелку, хомут. Сделать это удобнее еще в деннике. Седелку кладем примерно на нижнюю половину холки. Если вы положите седелку полностью на холку – это будет слишком высоко, если за холкой на спину – слишком низко.Хомут сначала переворачиваем клещами вверх, надеваем на голову, в верхней (самой узкой) части шеи хомут переворачиваем в сторону гривы обратно клещами вниз, спускаем на плечи, выправляем гриву из-под хомута.

5. Кладем шлею на холку и расправляем её в сторону крупа, пристегиваем пряжки шлеи к ремешкам на хомуте. Если на хомуте только верхний горт, то пряжки бокового ремня пристегиваем за основание гужей.Подгоняем шлею по размеру так, чтобы между ободочным ремнем и седалищными буграми проходила ладонь.6. Выводим лошадь во двор, заводим в оглобли.Завести лошадь в оглобли можно тремя способами:

  • Завести через оглобли. Подходит для лошадей, хорошо перешагивающих жерди.
  • Поставить перед повозкой и осадить в оглобли. Подходит для уступчивых лошадей.
  • Накатить оглобли НА лошадь. Чаще применяется для молодых или пугливых лошадей.
READ  Тайский кот: описание породы, характер, особенности содержания

Порядок действий

Постромочно-дышловая запряжка — парная. Ее применяют при работе на лошадях в сельскохозяйственных повозках и орудиях, имеющих дышло. Перед запряжкой лошадей необходимо выровнять постромки, нагрудники и нашильники. После того как на лошадей будут надеты узды и хомуты, их расставляют с правой и левой стороны дышла, в зависимости от их положения в упряжи.

Затем на конец дышла или передний валек надевают нашильник и закрепляют его в кольце нагрудника. Нашильники фиксируют положение хомута и натяжение постромок. Нагрудники закрепляют за мочку хомута и за постромки. Последние закрепляют на вальке в такой последовательности: сначала внутреннюю, а затем наружную постромку. После этого пристегивают вожжи. Хомут при постромочно-дышловой запряжке должен быть несколько короче, чем при оглобельно-дуговой.

Прежде чем совершать конную прогулку в экипаже, необходимо подумать как о своей безопасности, так и о безопасности животного. Оба этих фактора возможно соблюсти только в том случае, если закладка лошади в транспортное средство произойдет правильно. Далее речь пойдет о русской одноконной запряжке:

  • В первую очередь внимательно осматривается и чистится само животное. Затем проверяется упряжная амуниция (на предмет целостности). Не допускается наличие разрывов на ремешках.
  • При помощи колец соединяются чересседельник и подбрюшник. После того как ремни будут пропущены во внутрь, делается петля, одевающаяся на оглоблю.
  • На лошадь одевается уздечка, затем – хомут и седелка. Чтобы проще было одеть хомут, его переворачивают вверх клещами, а затем поворачивают в правильное положение уже непосредственно на шее.
  • Подтягивается подпруга, подгоняются ремни шлеи таким образом, чтобы между ними и телом лошади проходила ладонь ребром.
  • Теперь можно коня заводить в оглобли. Есть два варианта: либо животное само перешагивает через планку, либо заводится задом. Молодое или пугливое животное лучше запрягать методом накатывания. Поднимаются оглобли, и транспортное средство подкатывается к животному.
  • Дугу вставляют в гужи, сначала в левый, затем переносят свободный край через шею лошади и закрепляют второй гуж таким образом, чтобы выемка находилась со стороны оглобли. При необходимости гужи укорачиваются методом переворота. Осталось затянуть хомут таким образом, чтобы клещи плотно прилегали друг к другу, затем необходимо обмотать их супонью.
  • Чересседельник первым приматывается к оглобле, затем наступает черед подбрюшника. С помощью этих ремней осуществляется регулировка поднятия оглобель на нужную высоту.
  • Последним этапом является пристегивание вожжей к трензельным кольцам.

Перед тем как запрягать коня, его необходимо внимательно осмотреть и почистить. Затем проверить целостность упряжи: она не должна иметь потертостей, трещин, разрывов. Если гужи разной длины, их следует сделать одинаковыми.

  • Когда этап проверки будет пройден, возьмите чересседельник и подбрюшник, соединенные кольцом, пропустите через него ремни. Натяните получившуюся петельку на оглоблю.
  • Наденьте на лошадь седелку, узду и хомут. Седелка должна оказаться на нижнем участке холки. Хомут надевается клещами вверх, затем его опускают и переворачивают.
  • Шлею кладут на холку и расправляют. Ремни совмещают с пряжками.
  • После первых действий животное должно зайти в оглоблю, перешагнуть через ее жердь.
  • Возьмите дугу и встаньте перед лошадью. Прислоните дугу к правому копыту, левой рукой перекрутите гуж.
  • Дуга вставляется в левый край петли гужа. Она должна оказаться в вырезе дуги.
  • Затяните хомут и обмотайте вокруг клещей супонь (ремень для стягивания хомута).
  • Привяжите лошадь к левой оглобле и вставьте хомут.
  • Накиньте на шею повод, прикрепите к гуже темляк (ремень, петля). Перекиньте через оглобли ремешки.
  • Прикрепите к удило (ремни уздечки) вожжи.
    лошадь запряженная в телегу

Перед запряжкой лошади сначала проверяют состояние повозки, затем регулируют длину гужей, надевают на лошадь уздечку, застегивают подбородный ремень, вставляют ей в рот удила. Затем на лошадь надевают седелку, движением по ходу шерсти, и пристегивают подпругу к горту седелки. На голову лошади надевают хомут клещами вверх.

После того как голова лошади пройдет через отверстие хомута, его поворачивают клещами вниз, причем по направлению роста волос гривы. После этого расправляют шлею и освобождают гриву и хвост из-под хомута и шлеи. В одну руку берут дугу, вожжи, чересседельник и подбрюшник, в другую — повод уздечки и выводят лошадь из конюшни.

Поделиться ссылкой

Парная запряжка

Как называли лошадей, запряженных в одну упряжку на Руси? В старину животных, работающих в упряжке рядом друг с другом, называли супругами. Интересный факт, учитывая, что парная упряжка остается одной из самых популярных на сегодняшний день. Используется парная на селе для пахоты. Первый этап запряжки начинается с выравнивания нагрудников (легкая упряжка), нашильников (широкий ремень от хомута) и постромки (ремень, который соединяет валек и хомут).

Затем на лошадей надеваются хомуты и узды. В зависимости от позиции животных в упряжке их расставляют слева и справа от дышла. Нашильник надевается на передний валек или конец дышла и закрепляется на кольце. Они фиксируют хомут и распределяют напряжение. Постромки закрепляются на вальке в следующей последовательности: внутренняя — внешняя. Распрягается животное аккуратно и в обратной последовательности.

Перед тем как впервые запрячь лошадь, необходимо приучить ее к этой процедуре, научить слушаться. Для начала обучите животное понимать и выполнять команды: «право», «лево», «стоп». Выводите лошадь на вожжах без повозки, постепенно приучая к седлу. Делать это нужно с помощником на открытой местности.

После научения лошадь важно похвалить и дать любимый корм. В этом случае животное запомнит положительный момент дрессировки. Следующий раз сидеть в седле нужно дольше, неторопливо проехать верхом. Занятия в седле можно чередовать с приучением к повозке. Запрячь лошадь, которая уже привыкла к седлу, легко, если к этому подготовиться. Обратите внимание на длину оглобли (две жерди, которые связывают повозку и лошадь): животное не должно ударяться о телегу задними ногами.

Первые заезды необходимо делать в максимально пустой местности, где мало людей и ровная дорога. Телега не должна греметь и пугать животное. Лучше всего совершать поездку в сухую погоду. Для того чтобы научить лошадь пятиться назад, держите лакомство возле шеи или так, чтобы животное не могло до него дотянуться.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 23 июня 2019 в 13:59.

Рекомендации специалистов

Специалисты советуют новичкам сначала изучить, из чего состоит упряжка, и найти подход к животному. Лошадь, запряженная в сани или телегу, представляет собой простой вид транспорта, который используется в разных регионах РФ. Для начала изучите инструкцию, посмотрите, как запрягают лошадь профессионалы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector